Аналитики
прогнозируют, что к 2020 г в Бразилии,
Европе, Индии и Китае доля биодизеля в общем объеме используемого автомобильного
горючего может достичь 20%. В случае
активной государственной поддержки
отрасли, создания благоприятной
инвестиционной среды и системы
налогообложения производства этот
показатель может оказаться даже выше.
В мировом производстве биодизеля ведущую роль играет Европа, где в 2006 году его было выпущено чуть более 6 млн. тонн(более чем трехкратный рост по сравнению с 2004 годом). Абсолютным лидером в производстве биодизеля является Германия, заводы которой производят каждый второй литр топлива.
Далее следуют Италия и Франция, увеличившие выпуск за последний год почти в два раза – 860 и 780 тыс. тонн соответственно. Постепенно потягиваются и другие европейские страны-локомотивы: в Испании производство биодизеля увеличилось в 3 раза (с 73 до 224 тыс. тонн), а в Великобритании – почти в 9 (с 51 до 445 тыс. тонн).
Не менее впечатляющие темпы роста в 2006 году продемонстрировал рынок биодизеля в США: прозводство увеличилось в 7.8 раз (с 283.5 млн. литров до 2200 млн. литров).
Дальнейшему росту спроса на биодизель будут способствовать государственные программы, направленные на развитие производства биотоплива. Наиболее активно за экологическую чистоту топлива бьются европейские парламентарии, призывающие к 2010 году увеличить долю биодизеля в автомобильном топливе с нынешних 2 до 5.75%, т. е. прийти к объемам производства в 13 млн. тонн в год. Во Франции установлена планка в 7%, в Дании и Португалии – в 10%. Из других стран отметим: Малайзия – 20%, Таиланд и Индонезия – 10% к 2010 году. Особое внимание развитию отрасли стремятся уделить и развивающиеся Китай и Индий. В Китае установлен ориентир в 8 млн. тонн биодизеля к 2020 году, а Индии – 60 млн. тонн к 2030 году.
Цена
В Европе биодизель продается обычно на 10 — 15% дешевле солярки. Однако это лишь видимая часть айсберга. По отдельным оценкам, себестоимость производства биодизеля на 15–40% выше, чем солярки. Причина лежит не столько в стоимости производства, сколько в опережающем спросе на биодизель. Правда, есть тенденция к снижению стоимости биодизеля из-за постоянного роста цен на черное золото. Способствовать этому будут повышение урожайности рапса и расширение посевных площадей под ним. В Европе биодизель продается дешевле благодаря системе дотаций и субсидий, предоставляемых государствами фермерам, выращивающим рапс, и всевозможным налоговым льготам производителям этого топлива. В странах ЕС биодизельное топливо, например, не облагается акцизами.
Цена на биодизель зависит от региона его производства, используемого сырья, от процентного содержания в смеси с дизельным топливом. Животный (желтый) жир дешевле, чем масло сои, но его объемы ограничены, в том числе и из-за того, что он применяется в качестве кормовых добавок, а также при изготовлении мыла и других моющих средств.
Посчитать точно себестоимость биодизеля довольно сложно: она зависит от очень многих факторов. Но в целом она уже сейчас соизмерима с затратами на изготовление минерального топлива.
Огромную роль играет тут политика европейских стран, направленная на стимулирование применения именно этого вида топлива. Это выражается как в дотировании его производства, так и в запрете на применение нефтепродуктов в отдельных отраслях или на определенных территориях (например, в центрах исторических городов). Истоки такой позиции лежат в необходимости решения экологических проблем, снижения уровня загрязнения окружающей среды (биодизель — экологически безвредный продукт). Однако сейчас на первый план выходят также вопросы энергетической безопасности, снижения зависимости от внешних поставок топлива.
Ситуация в России
Можно выделить несколько мировых предпосылок к развитию биотоплива в России эксперты отмечают две. Во-первых, какими бы огромными не казались запасы полезных ископаемых, они исчерпаемы даже в России. А во-вторых, сегодня потребности сельского хозяйства на 90% удовлетворяются ископаемыми видами топлива – нефтью, углем, природным газом. Любое изменение в плане поставок, вызванное, например, ростом цены на топлива, может привести к срыву сезонных полевых работ. Как результат, в последние годы сельское хозяйство борется не столько за выращивание урожая, сколько за его последующую уборку.
Несмотря на это, в России внедрение биодизеля сегодня не столь актуально, т. к. мало внимания уделяется качеству топлива, а начинать внедрение нужно с создания специальных законодательных программ, стимулирующих улучшение качества топлива. Кроме того, в настоящее время инвестиционная привлекательность производства биодизеля не столь высока, по сравнению с производством обычного топлива, а в строительстве заводов заинтересованы в основном производители добавок к бензину.
Еще одна проблема заключается в отсутствии традиций по выращиванию пригодных для производства биотоплива сельскохозяйственных культур: рапса или подсолнечного масла.
В 2005 году в Германии рапсом было засеяно 1,5 млн. га, в то время как в России эта цифра составила лишь 250 тыс. га. В натуральном эквиваленте Россия пока также заметно отстаёт от Германии – около 500 тыс. тонн в 2006 году против почти 5 млн. тонн.
Стоит также отметить, что при производства столь значительных объемов биодизеля возникает вопрос об утилизации попутно получаемого глицерина; до сих пор ему не найдено эффективного применения на внутреннем рынке.