Проблема утилизации бытовых и промышленных отходов постепенно приобретает актуальность и в России.
Интерес к этому вопросу объясняется двумя факторами:
Во-первых, это ухудшение экологической ситуации, складывающейся в российских мегаполисах, и переполненность городских и загородных свалок и полигонов.
Во-вторых, осознание промышленными предприятиями экономической выгоды от самостоятельной переработки различных видов отходов и использования вторсырья.
Помимо размещения на полигонах, существуют два принципиально отличающихся друг от друга подхода к утилизации мусора: сжигание и переработка. Сегодня в России проблема утилизации начинает решаться на качественно новом уровне: приоритет отдается именно полноценному использованию вторресурсов, получаемых на мусороперерабатывающих заводах. Если по состоянию на 2003 году в стране было построено всего 4 мусоперерабатывающих завода и 11 мусоросжигательных (данные Минпромэнерго России), то сегодня проектов по строительству перерабатывающих заводов насчитывается более двух десятков.
Основное внимание инвесторы уделяют мегаполисам. В данный момент разрабатываются проекты, или уже строятся заводы в следующих городах:
Санкт-Петербург – дополнительно два мусоперерабатывающих завода (два функционирующих).
Новосибирск – дополнительно четыре завода (один функционирующий).
Казань – два мусороперерабатывающих завода общей мощностью 400 тыс. тонн бытовых отходов.
Екатеринбург – четыре мусороперерабатывающих завода.
Красноярск – три мусороперерабатывающих завода.
В августе 2007 года было подписано соглашение о строительстве мусороперерабатывающего завода в Туапсе. Проектная мощность составит 100 тыс. тонн отходов в год, а инвестиции оцениваются в 45 млн. долл. В Краснодарском крае планируется построить еще ряд мусороперерабатывающих заводов к сочинской Олимпиаде 2014 года.
Интерес к строительству заводов в России проявляют и иностранные инвесторы. Например, в разработке находятся проекты строительства мусороперерабатывающих заводов по новейшим японским технологиям в Тюмени и Брянске. По сообщению представителей компаний-инвесторов, новые заводы являются абсолютно экологичными. В Японии они располагаются в жилой зоне, а за счет тепла, вырабатываемого в процессе сжиганию мусора по плазменной технологии, могут функционировать располагающийся на верхнем этаже завода аквапарк или футбольное поле с искусственным подогревом. Уникальность технологии заключается в том, что образующаяся зола представляет собой на выходе твердый материал, который используется в Японии в дорожном строительстве, а также для возведения искусственной суши.
Стоимость тюменского инвестиционного проекта оценивается в 70 млн. долл. при мощности завода в 250 тыс. тонн отходов в год.
Для местных властей основная привлекательность иностранных проектов заключается в том, что на их реализацию совершенно не требуется инвестиций из бюджета. Вместе с тем, инвесторы уверены, что они смогут быстро окупить свои вложения благодаря производству вторсырья (ожидается, что уровень переработки достигнет 80%) и конечных изделий: стройматериалов и пластмассовых труб.
По оценке одного из ведущих поставщиков оборудования для подобного рода заводов, компании "Механобр-техника", которая, кстати, осуществляет проектирование и поставку оборудования на туапсинский мусороперерабатывающий завод, в России капитальные вложения в расчете на 1 тонну годовой переработки ТБО и ТПО составляют порядка 250 долл. Цены ниже среднего европейского уровня в 3 раза. Крупные проекты являются практически безотходными, а эксплуатационные расходы не превышают 10 долл./т. Для окупаемости завода в 10-летний срок тариф за переработку должен составлять около 50 долл./т. Нетрудно подсчитать, что это почти в 10 раз ниже текущих расценок на переработку полимерных отходов.
Интересно, что столичные власти идут по совершенно иному пути: в Москве традиционно преобладает технология сжигания мусора, и в будущем планируется эксплуатация только новых мусоросжигательных заводов.
Проблема утилизации отходов в столице становится все более критической. Ежегодно в Москве образуется более 20 млн. тонн отходов, из которых порядка 4.5–5 млн. тонн – это ТБО и строительные отходы; еще 3 млн. тонн – промышленные отходы. По оценке Российского Зеленого Креста (РЗК), более 80% отходов не подвергаются никакой обработке и вывозятся на полигоны в Московскую область. Еще 20% подвергаются сжиганию. Между тем, Правительство Московской области давно перестало выделять новые площади под столичные полигоны, поэтому свалки образуются в не предназначенных для этого местах, и свалки постепенно приближаются к столице.
Ежегодный экономический ущерб от деятельности московских мусоросжигающих заводов оценивается в 15 млн. долл., в то время, как при переработке отходов, по оценке РЗК, они могли бы приносить до 30 млн. долл. прибыли. Эта цифра кажется заниженной, поскольку только ежегодный объем выбрасываемых ПЭТ-бутылок (пластиковые бутылки для напитков) оценивается в более чем 50 тыс. тонн или 20–30 млн. долл. (при условии переработки всего объема образующихся отходов).
Помимо экономической составляющей, мусоросжигательные заводы в Москве наносят ущерб и без того неблагополучной экологии столицы. Даже по оценке официальных властей, выбросы трех московских заводов превышают все допустимые экологические нормы; Гринпис свидетельствует об экологических проблемах на всех мусоросжигающих участках.
Основное техническое препятствие в строительстве мусороперерабатывающих заводов связано с сортировкой ТБО и ТПО. Наиболее эффективное решение проблемы – вовлечение населения в селективный сбор мусора. Эксперимент в Санкт-Петербурге показал, что 20% населения без всяких сообщений и напоминаний начали перебирать собственные бытовые отходы. По результатам опросов в Москве, идею раздельного сбора готовы поддержать 70% жителей.
Правительство Москвы уже предпринимало меры по повышению культуры сбора мусора. С этой целью были установлены специальные контейнеры для ТБО. Однако они оказались неудобными, их было закуплено немного (3–4 тыс. контейнеров вместо требуемых 30–40 тыс. по европейским нормам), многие из них сегодня пребывают в сильно изношенном состоянии. Отсюда и скромные результаты проекта: по итогам 2006 года объемы собранных отходов производства и потребления составили 50–60 тыс. тонн или менее 1% от общего объема ТБО, промышленных и строительных отходов.
Другой вариант решения проблемы селективного сбора – строительство специальных сортировочных линий. Они могут функционировать отдельно, но наиболее оправдано их строительство в комплексе с перерабатывающими линиями, т. е., собственно, создание полноценного мусороперерабатывающего завода.
Существует и экономическое препятствие, на которое часто ссылаются власти – это высокая стоимость строительства мусороперерабатывающих заводов. Инвестиции в строительство заводов, действительно, велики. Так, по расчетам специалистов, для обеспечения нужд Москвы требуется 10–15 мусороперерабатывающих комплексов стоимостью 30–50 млн. долл. и площадью 2–3 га каждый. Таким образом, общая сумма инвестиций составит 300–750 млн. долл. Однако на строительство мусоросжигающих заводов в Москве было потрачено немногим меньше – 300 млн. долл. А между тем, мусороперерабатывающие заводы отличаются тем, что способны приносить прибыль за счет продажи вторсырья. Это еще без учета экологического фактора.
Таким образом, технические и экономические препятствия не могут считаться решающим. Главную причину эксперты и экологи видят в нежелании местных властей бороться со структурами, контролирующими полигоны и нечестными чиновниками, лоббирующими интересы этого бизнеса. По самым скромным подсчетам полигоны ежемесячно приносят своим владельцам несколько млн. долл.
По заявлению мэра Москвы Юрия Лужкова, к 2011 году планируется довести уровень сжигания отходов до 90%, однако пока непонятно за счет чего эти планы будут реализованы. Некоторые источники сообщают, что планируется закупка в Европе сразу нескольких мусоросжигательных заводов б/у; другие – свидетельствуют о планах строительства новых мощностей по сжиганию. В любом случае, уничтожение отходов не обосновано ни экономически, ни экологически, а опыт нового строительства в регионах способен доказать "жизнеспособность" переработки мусора над его уничтожением или захоронением.