Практически каждая крупная
компания-разработчик в области водородной
энергетики дает свою оценку рынка
топливных элементов.
Так, по оценке исследовательского
института Samsung Advanced
Institute of
Technology (SAIT),
объем мирового рынка топливных элементов
в 2006 года составил 124 млн. долларов. По прогнозам компании, к 2010 году он вырастет
до 724 млн. долларов, а в 2015 году топливные
элементы станут традиционным источником
питания с ежегодным оборотом рынка 2.5
млрд. долларов.
LG Chem
называет другие цифры: 600 млн. долларов
в 2006 году и 1.9 млрд. долларов к 2010 году.
По данным исследовательской компании
FuelCellToday, в 2006 году в мире было продано
более 7 тыс. различных топливных
элементов. По сравнению с 2005 годом
потребление увеличилось на две трети
в натуральном выражении.
Источник: FuelCellToday
По числу произведенных топливных элементов в лидерах две технологии – с прямым окислением метанола (DMFC) и с протонно-обменной мембраной (PEM). По этих технологиям выпускается более 95% всех топливных элементов в мире. По установленным мощностям соотношение несколько иное. Это объясняется тем, что перечисленные технологии используются в портативных или малых стационарных приложениях, в то время как топливные элементы с электролитом фосфорной кислоты (PAFC), на основе расплавленного карбоната (MCFC) и с твердым керамическим электролитом (SOFC) применяются преимущественно в малой и большой энергетике. Технологии топливных элементов активно развиваются в Северной Америке, Европе и Японии. Пока нет возможности говорить о том, какой из регионов доминирует в производстве топливных элементов, поскольку рынка, как такового пока нет.Транспорт В транспортном сегменте топливные элементы находят широкое применение, прежде всего, в складских погрузчиках (около 50% всех элементов). Основными заказчиками таких систем являются крупные сети ритейла вроде Wal-mart, Carrefour, Tesco. Помимо складской техники водородные двигатели активно устанавливались на легковые автомобили, скутеры, мотоциклы. В настоящее время многие автомобильные компании озвучили свои планы на будущее. Все проекты сходятся в том, что первое реальное проникновение на рынок с ежегодным объемом продаж более 10 тыс. автомобилей в год возможно уже к 2010 году. К 2020 году автомобиль на водородном топливе станет полностью коммерческим продуктом, успешно конкурирующим традиционным двигателем внутреннего сгорания. По состоянию на 2006 год в мире функционировало 140 водородных автомобильных заправочных станций. Ограниченное применение топливные элементы нашли в железнодорожном и воздушном транспорте. Один из наиболее стабильно растущих, пусть и не рекордными темпами, секторов – это инвалидные кресла.
Крупные стационарные приложения Под крупными стационарными установками понимают электростанции мощностью более 30 кВт. В 2006 году в мире было продано около 60 таких установок общей мощностью 19 МВт. Основные производители крупных установок сосредоточены в Японии, в то время, как более половины спроса приходится на североамериканские компании (из США и Канады). Более 40% всех установок выполняются по технологии MCFC, еще треть – по PAFC. Основной прогноз в этом сегменте связан со снижением стоимости производства топливных элементов. По оценке участников рынка, цена единицы установленной мощности уже в начале 2007 года должна была снизиться с 5 тыс. долл./кВт до 3.2–3.5 тыс. долл./кВт (применительно к установкам мощностью порядка 1 МВт). При этом экономически обоснованным применение топливных элементов становится при удельной стоимости в 2–4 тыс. долл./кВт, в зависимости от региона.
Малые стационарные установки Малая энергетика постепенно становится одной из наиболее оправданных сфер применения топливных элементов. При этом по сравнению с автомобильными водородными двигателями и топливными элементами для портативной электроники малые стационарные установки рекламируются менее масштабно. Всего в 2006 году было продано 1500 стационарных топливных элементов, при этом общий объем установленных на конец 2006 года таких элементов в мире оценивался в 5000 шт. Еще одна интересная особенность сегмента заключается в том, что малые стационарные установки – наиболее интернациональный вид бизнеса: зачастую сами топливные элементы производятся в одной части света, собираются в установку в другой, а продаются и устанавливаются – в третьей.
Портативная электроника Споры о сроках коммерциализации портативных топливных элементов продолжаются уже на протяжении нескольких лет. Первые прототипы крупных производителей электроники были представлены еще в начале века, однако до сих все компании медлят с их внедрением. В 2006 году в мире было продано более 3 тыс. портативных топливных элементов. При этом некоторые производители уже имели готовые коммерческие продукты и находились на стадии формирования каналов сбыта, договоренностей с государственными структурами. Одновременно в 2006 году компании сократили инвестиции в новые исследования, сосредоточившись на основных для себя проектах. Из-за дороговизны представленных на рынке топливных элементов, основными их заказчиками продолжают оставаться вооруженные силы, а также телекоммуникационный сектор.
Перспективы Перспективы водородной энергетики следует рассматривать в зависимости от области применения. Общая тенденция для всех видов топливных элементов заключается в том, что практически все они (за исключением, наверно, крупных стационарных приложений) находятся на пороге коммерциализации. Первое масштабное проникновение намечено на 2008–2009 гг. для портативных топливных элементов, 2010 г – для водородных автомобилей и малых стационарных установок. Price Waterhouse Coopers прогнозирует, что к 2020 году мировой рынок топливных элементов составит 1.7 трлн. долларов.