На протяжении последних десятилетий Германия является одним из флагманов Евросоюза в области возобновляемой энергетики, а также лидером на мировых рынках «зеленых» технологий. Именно на стыке интересов экологии и экономики ФРГ строит свою «зеленую» политику. Об этом и о перспективах развития возобновляемой энергетики в целом посол Германии в РФ Вальтер Юрген Шмид рассказал корреспонденту журнала ЭиП.
– Господин Шмид, известно, что в энергообеспечении вашей страны значимую роль играет возобновляемая энергетика. Как способствует развитию этого направления государство?
– Мы начали поддерживать развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) еще в начале 90-х годов. В 1991 году вступил в силу закон «О подаче электроэнергии из возобновляемых источников энергии», который в 2000 году был заменен законом «О приоритете возобновляемых источников энергии». Фундаментом обоих законодательных актов является принцип обязательной оплаты электричества, произведенного на основе возобновляемых источников энергии.
Ставки оплаты, рассчитанные, как правило, на 20 лет, а также льготное присоединение и поставки электричества из возобновляемых источников энергии, обеспечивают стабильные экономические условия для владельцев ВИЭ, что, безусловно, стимулирует развитие отрасли. С 1991 года оплата за электроэнергию в Германии оформляется дифференцированно по технологиям и, как правило, подлежит дегрессии. Это значит, что чем позже строится установка, вырабатывающая альтернативную энергию, тем ниже тарифы, действующие с момента ввода источника в эксплуатацию. Таким образом, возникает стимул постоянно повышать эффективность технологий с тем, чтобы предлагать их в будущем еще дешевле.
– Выходит, ФРГ начала с законодательной деятельности?
– Именно. Вступление в силу обоих законов привело к тому, что использование возобновляемых источников энергии в Германии стремительно возросло. Их доля в общем использовании электроэнергии выросла с 3% в 1991 году до 6% в 2000 году и до 15% в 2008 году. При этом фотовольтаические, гидроэнергетические, геотермальные и ветровые установки, а также установки по переработке биомассы в 2008 году сэкономили около 53 млн тонн выбросов углекислого газа. Все ВИЭ получают господдержку, благодаря законодателям.
Федеральное правительство поставило перед собой цель: к 2020 году производить минимум 30% электричества из возобновляемых источников энергии. А дальше – последовательно повышать их долю.
С 2009 года законодательством также урегулировано использование возобновляемых источников энергии в области теплоснабжения. Закон «О приоритете возобновляемых источников энергии в области теплоснабжения» предписывает владельцам новостроек покрывать часть потребности в отоплении за счет ВИЭ. Это относится к жилым и нежилым зданиям, которые будут построены после 1 января 2009 года. Планируется, что общая доля ВИЭ в обеспечении теплоэнергией в жилом и нежилом секторах к 2020 году возрастет до 14%. На данный момент она составляет 8%.
В Германии также используется целый ряд дополнительных стимулов для использования «зеленой» энергии. В их числе целевые программы экономического содействия вводу на рынок исследований и разработок в области альтернативной энергетики, а также многочисленные акции федеральных земель и муниципалитетов. Так, например, в Баварии существует специальная программа стоимостью 150 млн евро для энергетического санирования государственных зданий. Кроме того, Бавария усиленно поддерживает информационные и консультационные предложения, а также концепции экономии энергии муниципалитетов и предприятий. Например, города и муниципальные образования должны переоборудовать системы уличного освещения и светофоры на основе энергосберегающих технологий.
– Не могли бы сравнить вашу страну в плане использовании ВИЭ с соседями по ЕС?
– Мы заметно продвинулись в этом направлении. Планку – минус 21% – по снижению выбросов углекислого газа, оговоренную Киотским протоколом, ФРГ вместо 2012 года достигла уже в 2008. Цель – удвоить до 2010 года долю возобновляемых источников энергии в области электрификации до уровня 12,5% – была перевыполнена уже в 2007 году. Сегодня Германия входит в первую десятку стран ЕС, использующих возобновляемые источники энергии.
Роль экологической политики, в целом, значительно возросла, что находит свое отражение и в бюджете страны. Между 2005 и 2009 годами бюджетные средства, выделяемые Федеральному министерству окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов, выросли почти вдвое.
– Как обстоит дело с «зеленым» сектором экономики Германии?
– Федеральное правительство оказывает содействие введению экологически чистых технологий, создавая опять же соответствующую законодательную базу. Но не в ущерб рыночной конкуренции. Потенциал «зеленых» рынков в Германии в 2007 году составлял около 1,4 млрд евро, а к 2020 году вырастет до 3 млрд евро. Здесь ФРГ входит в группу ведущих на глобальном уровне государств.
В 2006 году доля Германии в глобальной торговле экологически безопасной продукцией составляла 16 %, а объем экспорта – 56 млрд евро. В настоящее время доля Германии в области «зеленых» технологий на глобальных рынках составляет между 5% и 30% в зависимости от сегмента рынка. Могу сказать, что немецкий бизнес особенно силен в секторе технологии в области экологически чистого производства энергии и ключевых технологии разделения и утилизации отходов.
– Результаты климатической конференции в Копенгагене стали для многих разочарованием – как они оцениваются в ФРГ? Какова климатическая политика страны на ближайшее время?
– Как мы знаем, по результатам Конференции была принято, так называемое, Копенгагенское соглашение. Договоренность является политическим, а не юридически обязывающим заявлением, которое было принято к сведению участниками Конференции Сторон, но не было принято юридически. По содержанию Копенгагское соглашение представляет собой минимальный консенсус, в рамках которого лишь в виде наметок выполняются намеченные Европейским Союзом для Копенгагена цели. И все же оно является первым шагом на пути к новому всеобъемлющему климатическому соглашению на период после 2012 г.
Заключение всеобъемлющего и юридически обязывающего соглашения по защите климата на период после 2012 года в рамках ООН остается целью, о которой заявило руководство ЕС. Следующая Климатическая Конференция Сторон пройдет в ноябре-декабре нынешнего года в Мексике. Федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель объявила, что летом 2010 года в Германии пройдет конференция Министров окружающей среды с целью продвинуть вперед процесс переговоров по защите климата. Таким образом, Германия планирует играть важную роль и в ходе дальнейших переговоров.
ЕС и государства-члены уже сообщили Секретариату Рамочной Конвенции ООН об изменении климата о своей поддержке Копенгагского соглашения. Заявили также о цели снижения выбросов к 2010 году на 20% от уровня 1990 года. А при условии, что другие развитые страны проявят солидарность, – до 30%. ЕС и далее придерживается курса, о котором было заявлено до конференции в Копенгагене.
До конца января 2010 года уже 55 промышленных и развивающихся государств подтвердили Секретариату свою поддержку нового соглашения на формальном уровне, среди них и Россия. Таким образом, результаты Копенгагена стали намного весомее. Остается подождать, какого общего уровня достигнут цели по снижению выбросов и вклады отдельных государств. Пока занесенных в приложение вкладов государств в снижение выбросов недостаточно, чтобы не превысить максимальный порок потепления в 2 градуса. Но все страны – на пути к этой цели.