Говоря об экологичности автотранспорта, можно утверждать, что самый высокий рейтинг по данному показателю имеют электромобили. Начало промышленного производства недорогих и высокоемких аккумуляторов фактически положит начало заката нефтяной эры. Как близко находится от этого момента мировой автоэлектропром сегодня?
Электромобили против паромобилей
Моду в этом сегменте транспортных средств диктуют японцы. Но если еще пять лет назад гегемония японских автомобильных концернов в производстве «гибридов» была безоговорочной, то сегодня им в затылок «дышат» и немцы, и американцы, и шведы.
Также явного лидера сегодня не наблюдается в сегменте электромобилей. Разработками в данной области занимаются как автогиганты, так и небольшие «гаражные» автопроизводители. Причем вторые очень часто создают существенную конкуренцию первым. Особую активность в этом направлении проявляют сегодня китайские компании, которые поставили на поток производство электрических мопедов, легковых авто, автобусов и грузовиков.
В качестве преамбулы к обзору мирового автоэлектропрома отметим, что превый электромобиль в виде тележки с электромотором был создан еще в 1841 г. В первой четверти XX века широкое распространение получили электромобили и автомобили с паровой машиной. В 1900 г. примерно половина автомобилей в США была на паровом ходу, в 1910-х в Нью-Йорке в такси работало до 70 тысяч электромобилей. Значительное распространение в начале века получили и грузовые электромобили, а также электрические омнибусы (электробусы).
Но в связи со стремительным развитием нефтяной отрасли и производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в конце 20-х годов выпуск электромобилей практически прекратился. На конвеере остались лишь электрокары для складов.
Фактор нефти
Нефть погубила автоэлектропром, она же его и возродила. В частности, возрождение интереса к электромобилям произошло в 1960-е из-за экологических проблем автотранспорта, а в 1970-е — из-за резкого роста стоимости топлива в результате энергетических кризисов. Сегодня интерес к электромобилям растет и по экологическим, и по экономическим мотивам. Но говорить о стремительном развитии отрасли пока не стоит: сдерживающим фактором выступают традиционный автопром и нефтяники.
Типичный пример. В начале 90-х годов штат Калифорния был один из самых загазованных регионов США. Поэтому Калифорнийским Комитетом Воздушных ресурсов (CARB) было принято решение — в 1998 г. 2% продаваемых в Калифорнии автомобилей не должны производить выхлопов, а к 2003 году — 10%. Компания General Motors отреагировала одной из первых на данный призыв и с 1996 г. начала серийный выпуск модели EV1 с электрическим приводом.
Основной массой пользователей EV1 стала голливудская богема. Всего с 1997 г. в Калифорнии было продано около 5500 электромобилей разных производителей. Судя по отзывам их собственников, машины им очень нравились, и следующим шагом должно было стать начало массовых продаж электромобилей.
Существует мнение, что авто- и нефтяные гиганты добились отмены закона, понимая опасность электромобилей, и сознавая реальность того, что они могут вытеснить обычные автомобили. CARB сменил требование нулевой эмиссии на требование супернизкой эмиссии.
Более того, почти все произведенные электромобили в 2002 г. были изъяты у владельцев и уничтожены (только Toyota оставила владельцам электрические RAV-4). В качестве причины называлось окончание срока службы аккумуляторов. Промышленное производство и продажа электромобилей основными автопроизводителями в США были полностью прекращены.
Однако, пока американцы охотились на электромобили, японцы, европейцы, индусы и китайцы охотились за новыми технологиями в области накопления и хранения электроэнергии. В итоге, за последние несколько лет появился довольно длинный модельный ряд электрических авто, о которых и пойдет речь ниже.
Аккумулятор — двигатель прогресса
Японские компании видят в электричестве следующий этап эволюции автопрома, в связи с этим акцентируют свое внимание не на гибридах, а на 100%-х электромобилях.
Достижения производителей аккумуляторов стали в августе 2006 года предметом вдохновения для японского правительства, которое утвердило план развития электромобилей, гибридных автомобилей и аккумуляторов для них. Планом предсумотрено к 2010 году начать в Японии массовое производство двухместных электромобилей с дальностью пробега 80 км на одной зарядке, а также увеличить производство гибридных автомобилей.
А тем временем Toyota работает над созданием нового поколения гибридных автомобилей Prius (полный гибрид, plug-in гибрид, PHEV). В новой версии водитель по желанию может включать режим электромобиля и проехать на аккумуляторах примерно 15 км. Подобные же модели разрабатывает Ford — модель Mercury Mariner — пробег в режиме электромобиля 40 км, и Citroen — модель C-Metisse — пробег в режиме электромобиля 30 км и другие. Также Toyota изучает возможность установки устройств для зарядки аккумуляторов гибридов на бензозаправочных станциях.
Что касается General Motors, то в январе 2007 г. концерн представил концепт Chevrolet Volt, способный проезжать в режиме электромобиля 65 км. В целом, в период 2009–2012 гг. выйти на рынок с промышленными моделями электро- автомобилей, грузовиков и автобусов планируют почти 30 компаний.
Таблица 1. Планы автомобильных компаний по производству электромобилей