Перед началом проведения III Международного форма по нанотехнологиям представители одного из ведущих научно-исследовательских центров, работающих в области нанотехнологий, ФГУП «Всероссийский НИИ неорганических материалов имени академика А. А. Бочвара», согласились дать интервью Portalnano.ru, в котором оценили уровень развития индустрии с точки зрения ученых. Те успехи, которых отрасль добилась за минувший год, те нюансы, которые, с точки зрения ученых, могут тормозить развитие отрасли теми темпами, которыми она может развиваться.
На вопросы отвечает начальник отдела организации работ по нанотехнологиям и наноматериалам ОАО «ВНИИНМ», к. т. н., доц. А. А. Парфенов.
— Как Вы оцениваете уровень развития наноиндустрии в России, и каковы перспективы развития отрасли в ближайшие годы?
— За последние 5 лет Правительство РФ уделяло очень серьезное внимание вопросам развития наноиндустрии в России. Так, принят ряд ФЦП и других основополагающих документов, например таких, как:
- Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2012 годы». Постановление Правительства РФ от 17 октября 2006 г. № 613 (с изменениями от 18 августа 2007 г. , 19 ноября 2008 г. , 27 января 2009 г.),
- Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 – 2010 годы». Постановление Правительства РФ от 2 августа 2007 г. № 498 (с изменениями от 21 июня 2010 г. ),
- Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 – 2013 годы». Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. № 568,
- «Программа координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 1188-р,
- Президентская инициатива «Стратегия развития наноиндустрии» от 24 апреля 2007 г. № Пр-688,
- «О Правительственном совете по нанотехнологиям». Постановление Правительства РФ от 9 июня 2007 г. № 364,
- «Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года» от 04 мая 2008 г. № ВЗ-П7–2702,
- «О национальной нанотехнологической сети». Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2010 г. № 282.
В соответствии с Федеральным законом «О Российской корпорации нанотехнологий» от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ образован главный общероссийский орган, призванный осуществлять координацию широкомасштабного внедрения и финансирование в максимальной степени подготовленных к коммерциализации НИОКР в области наноиндустрии – ГК «Роснанотех».
Однако, как показывает практика, многие благие намерения и исходящие от руководства страны инициативы реально претворяются в жизнь, на мой взгляд, весьма медленно, что ставит под сомнение достижение к 2015 году ключевого целевого индикатора «Программы развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года» – добиться к 2015 году общего объема выпуска продукции наноиндустрии в размере 900 млрд руб. По ряду причин (в первую очередь – общемировой экономический кризис, начавшийся в 2008 году) в 2009 – 2010 гг. произошло серьезное секвестирование бюджетного финансирования в отношении выполнения НИОКР и создания инфраструктурных объектов наноиндустрии в рамках указанных выше ФЦП. Это уже привело к заметному отставанию в сроках доведения так называемых «старт-апов» до стадии их полной готовности к коммерциализации. Еще одним негативным последствием экономического кризиса является то, что последние 2 года практически очень слабо активизировались новые направления НИР и тем более ОКР. А это значит, что может возникнуть некий провал в общем числе новых высокотехнологичных научных разработок, т. е. может быть существенно ослаблен инновационный потенциал России, особенно в области наноиндустрии. При всем уважении к грандиозным проектам (типа «Сколково») нельзя забывать и о финансировании традиционных генераторов новых научных идей и направлений исследований – ведущих отраслевых НИИ и ВУЗов.
И еще одна очень важная проблема, которая негативно сказывается на развитии не только наноиндустрии, но и всей российской науки. В соответствии с 94-ФЗ от 21.07.2005 г. все распорядители бюджетных средств, к которым в том числе, естественно, относится и Минобрнауки РФ, при объявлении тендеров на НИР, ОКР и т. п. вынуждены в качестве основного критерия оценки заявок от участников на объявленные лоты указывать цену будущего контракта, и этот критерий перебивает все другие, непосредственно относящиеся к уровню компетентности, надежности и качеству исследовательских коллективов.
Из всех этих положений могу сделать вывод, что потенциал российской наноиндустрии весьма высок, что предопределяет возможность сделать новый качественный рывок в этой области, но только при условии первоочередного правомерного решения указанных выше проблем.
— Согласны ли Вы с тем, что Россия в области нанотехнологий существенно отстает от мировой науки? Если да, то каковы причины? Насколько наша страна интегрирована в мировое научное сообщество в этих вопросах? Каковы перспективы сотрудничества с мировыми лидерами?
— Вопрос об отставании России в области нанотехнологийот мировой науки неоднозначен. На основании собственного практического опыта организации работ по нанотехнологиям и наноматериалам могу взять на себя смелость утверждать с высокой степенью уверенности о том, что по своему научному потенциалу и широте направлений исследований в данной области Россия все еще входит в число мировых лидеров, но вызывает серьезное беспокойство существенное снижение за последние годы количества оформленных патентов и публикаций в крупнейших научных журналах. Не хотелось бы, но приходится повторяться в том, что необходимо в достойной мере финансировать всю «научную цепочку» – от фундаментальных через проблемно-ориентированные до прикладных исследований. При этом надо всячески стараться избегать ничем не оправданных перекосов. К примеру, ОАО «ВНИИНМ», как одна из головных отраслевых организаций, завершает создание «Комплекса по выпуску опытных партий функциональных наноматериалов и изделий на их основе для широкомасштабного развития ядерных энерготехнологий нового поколения». В рамках этой программы приобретается (модернизируется) более 260 единиц технологического и приборно-аналитического оборудования на сумму более 1,2 млрд. руб. Однако объемы финансирования НИР и ОКР, связанные с использованием этого оборудования и которые должны быть направлены на скорейшее завершение разработки ключевых нанотехнологий и начало выпуска реальной продукции наноиндустрии, а следовательно – на быструю окупаемость вложенных в Комплекс средств, отстают от капвложений в десятки раз.
Что касается вопроса интегрирования в мировое научное сообщество, Россия находится только в начальной стадии этого процесса, хотя уже предприняты реальные шаги для развития отношений с США и Евросоюзом с целью инициирования и разработки совместных проектов и их дальнейшего практического использования. И перспективы для дальнейшего сотрудничества представляются весьма обнадеживающими.
— Как Вы оцениваете развитие российской науки в области нанотехнологий? Что Вы считаете нужным сделать для ее модернизации?
— Ответы на эти вопросы по большей части представлены выше. Для модернизации российской науки в области нанотехнологий в дополнение к сказанному можно отметить следующее сразу несколько крупных моментов, которые я бы выделил отдельно:
- необходимо более ускоренными, чем в настоящее время, темпами реализовывать процесс создания национальной нанотехнологической сети (ННС) и интегрировать в нее не только головные организации отраслей (ГОО) и научно-образовательные центры (НОЦ), но так же уже созданные и активно создающиеся в организациях разных форм собственности и даже в крупных специализированных коммерческих структурах центры коллективного пользования (ЦКП);
- при реализации долгосрочных проектов и работ, выполняемых в рамках ФЦП по наноиндустрии, следует практически использовать коэффициенты-дефляторы с тем, чтобы не ставить исполнителей этих работ и проектов в сложное экономическое положение из-за постоянного удорожания стоимости материалов, закупаемого оборудования, услуг ЖКХ и т. п.;
- при объявлении тендеров на выполнение НИР и ОКР желательно обоснованно и в разумных пределах подходить к требованию привлечения внебюджетных средств со стороны потенциальных исполнителей госконтрактов. Особенно это актуально сейчас, в послекризисный период;
- для исключения нецелевого использования бюджетных средств по ФЦП, направленным на развитие ННС, ЦКП, следует ограничивать число потенциальных конкурсантов введением в конкурсную документацию, например, требования обязательного наличия соответствующих лицензий, опыта работы в составе ННС или вхождения той или иной организации в перечень ГОО, реальное участие в деятельности Нанотехнологического общества России (НОР) и тому подобные ограничения, препятствующие становиться победителями конкурсов фирмы-однодневки или аффилированные коммерческие структуры.
— Как Вы оцениваете систему подготовки кадров для наноиндустрии в стране? Что Вы считаете нужно сделать для ее модернизации? Считаете ли Вы необходимым разработку профессиональных стандартов подготовки кадров для наноиндустрии?
— За последние 3 – 4 года в целом ряде ведущих ВУЗов (в первую очередь – в университетах) созданы специализированные кафедры для подготовки научных и инженерных кадров для развивающейся наноиндустрии. Кроме того, в рамках ННС создано более 40 НОЦ. И, что отрадно, эта тенденция с каждым годом усиливается, но, как и все новое, требует постоянного совершенствования. В этом плане перспективным может быть в первую очередь расширение связей НОЦ с ЦКП, созданными или предполагаемыми к созданию на базе ГОО, где студенты могли бы проходить дипломную практику в условиях, максимально приближенных к научно-производственному циклу создания продукции наноиндустрии, Аспиранты и докторанты так же могли бы использовать такую связку для опробования своих научных идей и даже участвуя в их внедрении в виде выпуска опытных образцов или опытно-промышленных партий продукции наноиндустрии.
Разработка профессиональных стандартов подготовки кадров для наноиндустрии, безусловно, необходимо и в как можно более короткие сроки. Без унификации этого процесса он может пойти по анархическому пути развития, а это, естественно, отрицательным образом скажется на всех интегральных показателях российской наноиндустрии.
— Какие наиболее перспективные направления сегодня разрабатываются в Вашем институте, и в каких отраслях науки, а также промышленности они могут быть применимы в дальнейшем? Удовлетворяет ли Вас кадровый состав института с точки зрения достижения поставленных целей?
— В ОАО «ВНИИНМ», как в головной организации Госкорпорации «Росатом» и ГОО по тематическому направлению «функциональные наноматериалы для энергетики», основные направления исследований в области нанотехнологий и наноматериалов связаны с разработкой конструкционных и функциональных наноматериалов и технологий их производства для создания нового поколения реакторов атомной и термоядерной энергетики. Несмотря на быстрое развитие энергетики на возобновляемых источниках энергии, магистральным путем развития энергетики, обеспечивающим устойчивый инновационный рост экономики, остается экологически чистая атомная энергетика с введением в нее реакторов на быстрых нейтронах с использованием замкнутого топливного цикла, а впоследствии и термоядерная энергетика на основе промышленных реакторов со сверхпроводящими магнитными системами.
В соответствие со стратегией развития наноиндустрии в атомной отрасли в ОАО «ВНИИНМ» разрабатываются наноструктурированные радиационностойкие ферритно-мартенситные дисперсионно упрочненные оксидами стали с уникально высоким уровнем жаропрочности, ванадиевые многокомпонентные сплавы, топливные композиции на основе оксида урана и смешанного уран-плутониевого МОХ топлива для тепловых и быстрых реакторов. Так же разрабатываются функциональные высокоэнергетические наноструктурные магнитные материалы на основе системы Nd-Fe-B и все виды технических сверхпроводящих материалов, как низкотемпературных, так и высокотемпературных – первого и второго поколений.
В институте впервые в мире разработаны промышленные технологии получения сверхвысокопрочных высокоэлектропроводных наноструктурных композиционных электротехнических проводов. Ведутся разработки наноструктурированных фильтровальных систем для работы в особо агрессивных жидких и газообразных средах. Создана уникальная нанотехнология получения вакуум-плотной особотонкой рентгенопрозрачной бериллиевой фольги. Разработанные наноматериалы и технологии перспективны и для применений в других отраслях промышленности, в частности, в авиации, космонавтике, на транспорте, в медицине. Успешная реализация разработок наноматериалов в институте во многом обусловлена наличием широко известной материаловедческой школы, основанной академиком А. А. Бочваром, который долгое время был директором института.
В последнее время в институт пришло много молодых специалистов из ведущих вузов страны – МИФИ, МИСиС, МВТУ и др. Это позволяет надеяться на то, что создаваемый в институте ЦКП на основе комплекса научного и технологического оборудования для проведения исследований в области наноматериалов и нанотехнологий будет работать с высокой научно-практической эффективностью.
— Как Вы оцениваете уровень студентов и аспирантов, которые сегодня обучаются в России по специальностям, связанным с нанотехнологиями? Насколько их работа будет востребована в России ближайшие 10 -15 лет?
— По-моему, уровень студентов и аспирантов, которые сегодня обучаются по специальностям, связанным с нанотехнологиями, пока еще незначительно отличается от уровня квалификации студентов и аспирантов других специальностей, поскольку система высшего образования достаточно инерционна и не может обеспечить переход на качественно новый уровень за исторически очень малый период времени. Однако, как уже отмечалось, создание НОЦ безусловно приведет к повышению уровня начальной квалификации студентов и аспирантов, что сделает их несомненно востребованными в ближайшие 10 – 15 лет.
— Оказывается ли помощь государством в развитии нанотехнологий в России? Достаточна ли она?
— Если бы все ФЦП, связанные с развитием наноиндустрии, выполнялись в финансовом отношении в полном объеме и приоритетно теми организациями, для которых приставка «нано-» не является данью моде или даже способом получения «легких» денег, то объем финансовой помощи государства можно было бы оценит как вполне достаточный для обеспечения резкого прорыва России в этой области. Несмотря на все издержки роста, присущие, вероятно, любому стратегически важному начинанию, вплоть до настоящего времени помощь государства в развитии нанотехнологий смело можно оценить как определяющую, что позволило создать хорошие стартовые условия. Желательно, чтобы в последующие годы помощь государства, по крайней мере финансовая и правозащитная, не снижалась. В дальнейшем многие процессы будут саморегулироваться за счет повышения действенности механизма государственно-частного партнерства и постепенного роста объемов привлечения крупных частных инвестиций в сферу наноиндустрии.
— Достаточна ли информационно-аналитическая поддержка развития инфраструктуры наноиндустрии в России?
— Информационно-аналитическая поддержка развития инфраструктуры наноиндустрии в России находится на должном уровне и в основных аспектах не уступает аналогичным зарубежным системам. Единственно, что требует по возможности скорого завершения, – это объединение в информационно-аналитическом плане всех нынешних участников ННС и дальнейшее расширение последней.