Маркетологи американской компании Abound Solar Manufacturing придумали ход, который как нельзя лучше символизирует приход новой экономической эпохи. Высокотехнологичное производство тонкопленочных солнечных батарей в Индиане, на которое правительство США выделило 400 миллионов долларов, разместится не где-нибудь, а в бывшем производственном цеху компании Crysler — символа эпохи больших автомобилей, ненасытных пожирателей нефтепродуктов.
Символы экономических эпох
Каждый мировой экономический цикл имеет свои символы. Послевоенный рост многие экономисты часто называют «эпохой большой нефти». Не случайно автомобильная индустрия — один из символов того времени. В 50–70-х годах 20-го века столицей мирового успеха считали американский город Детройт, где расположили свои штабквартиры тогдашние лидеры мировой автоиндустрии — General Motors, Ford и Chrysler. В 50-е тут были сосредоточены крупнейшие автозаводы, 4 из 5 машин в мире производились именно здесь. Город процветал — работали роскошные отели, театры, галереи.
После нефтяных кризисов 70-х, мир впервые задумался об углеродной зависимости. Уже тогда крупнейшие нефтяные гиганты стали потихоньку вкладывать деньги в «зеленые» энергетические технологии. Тогда же стал зарождаться новый экономический цикл, в основе которого лежали электронные и информационные технологии, генная инженерия и новые финансовые механизмы. Но не сложные финансовые инструменты, типа деривативов, стали символами следующей эпохи, а компьютеры и интернет.
В 90-х символы успеха сосредоточились в Нью-Йорке на Уолт-Стрит, а Детройт стал приходить в упадок, население к началу нового века сократилось вдове, целые небоскрёбы и деловые районы оказались заброшенными. Запустение Детройта — ярчайший пример смены эпох. В 2008 году, согласно рейтингу, журнала Forbes, Детройт признан самым неблагополучным городом в США — тут самый высокий уровень преступности, самые большие экологические проблемы и второе место в стране по числу безработных. Журнал Time посвятил упадку Детройта специальный выпуск. Символичным погребальным аккордом для давно ушедшей эпохи стала начавшаяся в 2009 году официальная процедура банкротства General Motors, которая на протяжении 77 лет оставалась крупнейшей мировой автомобильной корпорацией.
Символ новой эпохи
Глобальный экономический кризис ознаменовал начало нового экономического цикла. Его основой большинство ученых называют нано- и биотехнологии, а также альтернативную энергетику. Очевидно - последняя уже стала символом новой эпохи.
Как обычно, все новое рождается в муках. 2009 год отмечен как один из худших в истории мировой экономики. Объем венчурных инвестиций опустился на самый низкий уровень за последние 10 лет. Говоря простым языком — вложений в новые технологии было как никогда мало. Компании по всему миру пытаются просто выжить.
Но вот энергетика из возобновляемых источников практически не обратила внимания на кризис. За последние несколько лет она сделала стремительный рывок: ежегодно приток денег в эту отрасль увеличивался на 30–50%. По некоторым оценкам, предприятия «зеленой» энергетики уже в 2007 году по доходам переплюнули фармацевтов. Если в 2004 году в отрасль пришло около 40 миллиардов долларов, в 2009 — более 150 миллиардов, то вложения в «чистую» энергетику 2010 года оцениваются уже на уровне 200 миллиардов долларов.
В 2009 году впервые прирост мощностей, основанных на возобновляемых источниках энергии, превысил ввод в действие мощностей традиционных.
Сложный путь
Первые стимулы для «зеленой» энергетики ввели правительства Германии, Дании и Испании еще в начале 1990-х. После этого к ним присоединились другие. В 1990 году всего две страны предлагали льготные тарифы на электроэнергию, произведенную с помощью ветряных генераторов (они были выше рыночной оптовой цены, что позволяло инвесторам получать прибыль). В 2000 году «зеленые тарифы» уже работали в 14 странах, а в 2005 году — уже в 37, причем, не только в государствах Запада, но и в Китае, Индии, Бразилии, Индонезии, Корее. Сегодня в той или иной форме этот механизм работает в 50 государствах и 30 регионах.
По оценкам McKinsey, в 2005 году около 15 миллиардов бюджетных денег было потрачено на поддержку проектов, связанных с «чистыми» технологиями. В 2010-ом уже более 100 государств используют разнообразные государственные стимулы.
Спектр способов поддержки разнообразен: от обычной компенсации простым гражданам части стоимости котла на биотопливе или солнечной панели до возмещения компаниям половины стоимости строительства новой солнечной электростанции; от обязательного добавления биотоплива в автомобильный бензин до программ по переведению на альтернативные энергоресурсы всех госучреждений. Все это успешно сочетается с прямыми инвестициями в научные разработки.
В США, как и во многих других странах, инвесторам в «зеленую» энергетику предоставляются налоговые льготы. Покупая электростанции на топливных или солнечных элементах, налогоплательщики могут вернуть себе 30% уплаченных налогов, а при покупке мини-турбин — 10%. В Великобритании энергосети должны гарантировать, что определенная доля поставляемой ими энергии выработана с помощью альтернативных технологий, или же приобрести экологические сертификаты на специально созданном рынке. А Южная Корея дает 50%-е льготы на импортные пошлины на оборудование для «зеленых» энергосистем, компенсирует инвестору до 60% стоимости строительства солнечных станций, а также предоставляет низкопроцентные кредиты для компаний, собирающихся производить либо «зеленую» энергию, либо оборудование для ее выработки.
Кроме субсидий государства устанавливают четкие целевые показатели. Например, в планах Евросоюза — к 2020 году добиться того, чтобы 20% его энергобаланса обеспечивалось за счет возобновляемых источников. В 2010 году уже 85 стран имели свои официальные цели. В среднем они заключаются в достижении доли возобновляемых источников в 5–25% в общем энергобалансе к 2020 году.
Поначалу «зеленой» энергетикой занимались только компании, которые для этого специально и создавались. Но за последние пять лет ситуация радикально изменилась. Сегодня многие известные производители выходят на этот рынок. Компании, которые были среди мировых лидеров и в предыдущих экономических циклах, также вошли в число лидеров альтернативной энергетики. Например, General Electric или Siemens.
Еще одно символичное событие: в конце 2008-го Папа Римский дал указание подчиненным установить солнечные панели на крыше здания прямо у подножия Собора Святого Петра в Ватикане. Также очень символичными в конце 2009 года стали заявления о вхождении в этот рынок двух символов предыдущего экономического бума интернет-компании Google и известнейшего финансового спекулянта Джорджа Сороса. Google заявила о планах инвестировать около 1 миллиарда в строительстве огромного ветропарка в Атлантическом океане мощностью 6 гигаватт. Сорос, который назвал «зеленую» энергетику «новым мировым экономическим мотором» еще в 2008, задекларировал намерение вложить в отрасль такую же сумму на протяжении нескольких лет.
Правительственные и частные инвестиции привели к развитию технологий. За последнее десятилетие себестоимость, например, солнечного киловатт-часа снизилась практически на порядок. Уже сегодня солнечная энергетика быстро приближается к черте конкурентоспособности в ряде «теплых» регионов мира.
Президент США Барак Обама недавно признал, что его страна стала ярким примером потерянных возможностей только потому, что не уловила веяний рынка. «Наши конкуренты по всему миру прилагают неслыханные усилия в разработке новых энергетических технологий. Эти страны понимают, что тот, кто будет лидером в экологически чистой энергетике — вероятнее всего будет лидировать в глобальной экономике. 15 лет назад на Соединенные Штаты приходилось 40% производства солнечных батарей. К 2008 году эта доля упала до 5%», — заявил американский президент в июле. И принял решение о выделении более 2 миллиардов долларов только на развитие солнечной энергетики. Из этих денег как раз и получила господдержку компания Abound Solar Manufacturing, с которой начинался этот материал.
По итогам 2009 года во все виды нового топлива 35 миллиардов долларов уже инвестировал Китай, около 19 миллиардов долларов — США (общий план Обамы — довести эту цифру до 90 миллиардов в ближайшую пятилетку), около 12 миллиардов долларов — Великобритания, до 30 миллиардов долларов вложила в отрасль Корея. Индия планирует потратить в ближайшее десятилетие до 50 миллиардов долларов на одни только солнечные проекты. Даже Россия, обладающая огромными запасами нефти и газа, четверть бюджета крупнейшей инновационной корпорации РОСНАНО направляет на развитие «зеленой» энергетики.
Шансы Украины
Вопрос о том, развивать или не развивать альтернативную энергетику в Украине, уже не стоит. У Украины достаточный потенциал. По разным оценкам, возможности, например, «добычи» электроэнергии из ветра потенциально составляют 5,8 ТВт-ч. В то время, как, например, в Румынии, которая в этом году стала новичком рейтинга инвестиционной привлекательности возобновляемой энергетики (Ernst&Young) — он составляет 23 ТВт-ч, а в Южной Корее — вообще 186,5 ТВт-ч. Но фокус в том, что сложность инвестирования в страну зависит в большей степени от видения инвесторами заинтересованности самого государства в своей энергетической безопасности и общего инвестиционного климата. Например, средний потенциал солнечной радиации в Украине даже чуть выше, чем на территории лидера мировой солнечной энергетики Германии, которая только за 2009 и первую половину 2010 года прирастила почти 8 гигаватт новых солнечных мощностей и уже имеет более 500 тысяч гелиоустановок для производства электроэнергии и тепла. По большому счету, здесь все почти как при продаже оружия: когда на вопрос, пользуется ли этим оружием ваша армия, вы отвечаете отрицательно, контракта вам не видать.
В Украине единственным недавно заработавшим механизмом господдержки «чистой» энергетики пока остается «зеленый» тариф. Соответствующий закон был принят весной 2009 года. Он устанавливает отдельные тарифы для каждого вида «чистой» энергии (малая гидроэнергетика, солнце, ветер и биогаз). Закон обязывает сети подключать альтернативную генерацию, и стимулирует отечественное производство оборудования для отрасли. Для производителей агрегатов и материалов скромные льготы также предусмотрены вновь принятым Налоговым Кодексом. Сэкономленные на налоге на прибыль средства Кодекс обязывает отечественного производителя вкладывать в расширение производства. Посмотрим, как будут воплощены в жизнь эти нормы, ведь, и прогрессивный (по многим оценкам) закон о «зеленом тарифе», начал кое-как работать только через год после принятия.
О субсидиях или льготных кредитах для населения или ЖКХ пока даже не заикаются, хотя во многих странах эти программы стали основой широкого развития альтернативной энергетики.
По оценкам экспертов, именно отсутствие финансовых стимулов, тормозит сегодня вовлечение в «зеленое» движение обычных граждан. Для большинства жителей Украины это пока слишком дорогое удовольствие. «Если говорить о тотальном увлечении украинцев альтернативной энергетикой, то нужно подумать о субсидиях и кредитовании домовладений, желающих разместить на крыше солнечную электростанцию. Также проблема № 1 — упростить и технологически обеспечить возможность продажи электроэнергии, произведенной частным собственником, в энергосеть. Сегодня, если кто-то захочет это сделать, то не сможет. Потому что облэнерго не знают, как это делать, и не хотят этим заниматься», — говорит глава Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива Виталий Давий.
Среди основных проблем Украины на пути внедрения «зеленой» энергетики эксперты называют: неблагоприятный общий инвестклимат; несовершенство законодательной и регуляторной базы; недостаточную осведомленность компаний о выгодах «зеленых» проектов; дефицит долгосрочных источников финансирования и высокие стартовые инвестиции; дефицит квалифицированных специалистов.
Но, несмотря на все эти проблемы, большинство экспертов прогнозирует, что отрасль «чистой» энергетики в Украине уже в ближайшее время может расти достаточно быстрыми темпами. А это означает, что шансы получить свою долю от новой волны мирового экономического роста у Украины все еще есть. Главное, чтобы наша страна в итоге стала похожа не на заброшенные цеха или кварталы умирающего Детройта, а на здание бывшего завода Crysler, которое качественно переоборудовали под новое высокотехнологичное производство.