Уходящий 2010 год стал неоднозначным для российской отрасли чистых технологий. У федерального правительства, к сожалению, не нашлось достаточно времени и финансовых ресурсов для требуемой поддержки альтернативной энергетики, отрасли переработки отходов, нано- и биотехнологий. Тем не менее год запомнился несколькими важными событиями, которые мы предлагаем проанализировать.
1. Развитие законодательной базы генерации на основе ВИЭ
К концу года российские законодатели предприняли первые шаги к созданию нормативной базы для государственной поддержки генерации на основе ВИЭ.
Честно говоря, данная попытка, как оказывается, была не первой: еще в 1998 году выдвигался законопроект «О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии». Проведя пять лет в делопроизводстве, и получив одобрение Совета Федерации он был отклонен Президентом Б. Н. Ельциным (Письмо Президента РФ от 25 ноября 1999 г. N Пр-1544). С тех пор аналогичных попыток законодатели не предпринимали. Для сравнения, на Украине закон о стимулирующем тарифе (feed-in-tariff) был принят еще в 2008 году.
Сейчас нормативная база создается в форме «внесения поправок в ФЗ «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты РФ». Следить за судьбой законопроекта можно на сайте Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности (электронная регистрационная карта закона – 439040–5). Некоторые выдержки из пояснительной записки к законопроекту:
- »...предлагается введение нового механизма стимулирования и поддержки развития сектора производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии в связи с тем, что определенный в действующей редакции закона механизм выплаты специальных надбавок к равновесной цене оптового рынка не может быть внедрен вследствие существующих технологических и модельных ограничений;»
- »... в связи с вводом в действие нового механизма поддержки возобновляемых источников энергии – механизма торговли мощностью – снимается установление обязательного для покупателей электрической энергии на оптовом рынке объема приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах.»
Закон был принят во втором чтении Государственной Думой РФ 21 декабря 2010 года и уже через три дня одобрен Советом Федерации. Изменения, вносимые законом лишь обеспечивают базу для дальнейшего развития поддержки генерации на основе ВИЭ. В частности, в поправках к ФЗ «Об электроэнергетике» говорится, что »... субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поставлять мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка, в том числе с использованием генерирующих объектов, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень...» Предполагается, что работающие на ВИЭ объекты будут включаться в этот определенный перечень.
Второй важный законодательный акт, который необходимо отметить, – Постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 857. В соответствии с этим документом »... организация, инвестирующая в создание объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, имеет право на получение инвестиционного налогового кредита.» Таковыми объектами и технологиями признаются конденсационные котлы, тепловые насосы, когенерационные установки (до 25 МВт), светодиодные лампы. Инвестиционный налоговый кредит дает возможность в течение определенного срока и в установленных пределах уменьшать платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Кредит предоставляется по налогу на прибыль, региональным и местным налогам. В рассматриваемом случае сумма кредита составляет 100% стоимости оборудования, приобретенного для создания указанных объектов и технологий.
Таким образом, федеральная власть сделала первые шаги в направлении создания на территории РФ крупных солнечных, ветряных ферм, котельных на пеллетах, торфе, древесном угле и проч. Теперь стоит дождаться реакции частного бизнеса и потенциальных девелоперов, в том числе иностранных энергетических корпораций.
2. От генерации к энергоэффективности
Если конец 2008 года и весь 2009 год прошел в России под знаком солнечной энергетики, то 2010 год стал годом энергоэффективности. На смену «поликремнию» и «солнечным батареям» пришли »светодиоды» и »интеллектуальные энергосистемы» (SMART grid). Ни для кого не секрет, что инвестиционный интерес российского бизнеса в области инновационных технологий оборачивается в ту сторону, куда показывает флюгер федеральной власти. Таким флюгером являются как высказывания Д. Медведева и В. Путина, так и высказывания А. Чубайса и проекты «Роснано». Не последнюю роль в популяризации энергоэффективности сыграли федеральные проекты, реализуемые Рабочей группой по энергоэффективности Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики при Президенте РФ: «Считай, экономь и плати», «Новый свет», «Энергоэффективный город», «Энергоэффективная социальная сфера».
Таким образом, модернизация постепенно реализуется по всей вертикали электроэнергетики: генерация (генерация на ВИЭ) – передача и распределение (SMART Grid) – потребление (светодиоды, SMART Grid). Незатронутым, по сути, остается только сегмент хранения электроэнергии (улучшенные батареи, advanced batteries), который является камнем преткновения для современных энергосистем во всем мире.
3. Электромобиль обгоняет биотопливо
Пока законопроект ФЗ «Об использовании альтернативных видов моторного топлива», внесенный еще в январе 2005 года в Государственную Думу, находится в делопроизводстве, а акцизы на транспортный биоэтанол приравнены к акцизам на питьевой спирт, М. Прохоров предложил свое решение проблемы экологичного транспорта – »ё-Мобиль». Действительно интересно, сможет ли «Онэксим» с первоначальными инвестициями в 150 млн евро сделать конкурентоспособный гибрид. И каким образом планируется развивать сеть сервисов?
4. Усиление концепции cleantech и устойчивого развития
Если в предыдущие годы в России, каждая из отраслей чистых технологий рассматривалась по отдельности (альтернативная энергетика, управление отходами, энергоэффективность), то сегодня все большую популярность приобретает системный подход ко всем направлениям cleantech. На практике это выражается в проведении совмещенных выставок и конференций по энергетике и отходам, по нанотехнологиям и энергетике, а также семинаров, где акцент делается на экологию и устойчивое развитие жилья, производства, города, биосферы. Это замечательная тенденция, поскольку системный подход к вопросам устойчивого развития, благодаря синергетическому эффекту, может принести заметно большую пользу.
Вообще, в ушедшем году было много интересных событий, особенно с точки зрения инвестиций в cleantech:
- строительство новых пеллетных производств на территории России: в Ленинградской области, в Красноярском крае, в Иркутской области;
- планы в области ветроэнергетики в Приморье, Калмыкии, Алтайском крае;
- планы в области солнечной энергетики в Белгородской области (100 кВт), Ставропольском крае (12,3 МВт);
- планы и реализация проектов по строительству мусороперерабатывающих и мусоросортировочных комплексов в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Ярославле, Воронеже, Кировской области, Перми, Калмыкии, Бурятии, Екатеринбурге, Оренбурге, Сочи, Пятигорске, Читинской области, Владивостоке, на Камчатке.
Таким, по нашему мнению, был 2010 год. Что ждет нас в 2011?
Год будет явно не простым. Ужесточение налоговой политики в совокупности с подготовкой к выборам Президента 2012 года могут полностью отвлечь внимание властей и инвесторов от чистых технологий и идеи модернизации в целом. Ждем, в первую очередь, принятия стимулирующего тарифа для генерационных мощностей на основе ВИЭ, строительства первых крупных солнечных и ветропарков, успешного продолжения инвестиционной программы «Роснано».
Спасибо, что читали нас в этом году
и до встречи в следующем, 2011 году.
С уважением, коллектив Информационно-аналитического агентства Cleandex.