Согласно недавно выпущенному отчету агентства Zpryme, рынок SMART Grid Китая по итогам 2010 года составил 15,9 млрд долл. Агентство разбивает рынок на пять товарных групп:
- интеллектуальное оборудование для магистральных и распределительных сетей (smart T&D equipment);
- коммуникационная инфраструктура (communications & wireless infrastructure);
- компьютерное оборудование и программное обеспечение (software & hardware);
- датчики (sensors);
- интеллектуальные счетчики (smart meters).
Рисунок 1. Рынок SMART Grid Китая в 2010 и 2015 годах в различных товарных группах, в млрд долл. США (источник: Zpryme)
Главной по объему продаж группой является оборудование для магистральных и распределительных сетей.
Согласно прогнозу агентства, рынок SMART Grid в Поднебесной в 2011 году составит 22,3 млрд долл., а к 2015 году – уже 61,4 млрд долл. Средний ежегодный темп роста при этом составит 8.5%.
ZPryme отмечает, что ближайшие годы являются наиболее благоприятным моментом для выхода на китайский рынок. Этому совету уже последовали такие гиганты IBM, HP и Siemens.
Каковы будут основные факторы роста рынка в стране?
Во-первых, в следующие пять лет Китай должен будет расширить пропускную способность своей системы магистральных и распределительных сетей до 6 трлн кВт, чтобы обеспечить электроэнергией более чем 1 млрд частных потребителей и множество энергозатратных производств. Особенность энергосистемы страны заключается в том, что основной объем электроэнергии производится в западной части, в то время как основное население и производство сконцентрировано на восточном побережье. В этом Китай немного напоминает Россию. Для решения задачи энергоснабжения в стране был разработан проект West-East Electricity Transfer Project. Этот проект подразумевает строительство трех магистральных сетей, пропускная мощность каждой из которых составит до 20 ГВт к 2020 году. В строительстве впервые в истории мировой энергетики будет использована линия 1000 кВ, которая протянется на 640 км между провинциями Шаньси (Shanxi) и Хубей (Hubei).
Во-вторых, правительством Китая установлены целевые показатели использования ВИЭ (15% от потребления энергии к 2020 году) и сокращения выбросов углекислого газа (на 40–45% к 2020 году по сравнению с уровнем 2005 года). Сегодня 30% установленных в стране ветряков не подключены к общей сети, что открывает хорошие перспективы для SMART Grid уже в краткосрочной перспективе.
В-третьих, SMART Grid необходим стране для развертывания сети станций зарядки электромобилей. В 2009 году крупнейший владелец сетей страны (обслуживает более 1 млрд потребителей) – компания State Grid Corporation of China (SGCC) объявила о пилотном проекте строительства 75 общественных станций зарядки электромобилей на более чем 6000 слотов.
Всего, в ближайшие 10 лет в электрическую инфраструктуру Китая будет вложено порядка 600 млрд долл. Порядок этого объема инвестиций сравним с целевым объемом инвестиций в российскую отрасль нефтедобычи до 2030 года («Энергетическая стратегия 2030»). Таким потенциалом не могли не воспользоваться транснациональные корпорации, некоторые из них уже активно работают в Поднебесной:
- GE совместно с SGCC и Китайской академией наук разрабатывает стандарты SMART Grid. Другое направление сотрудничества – с компанией Yangzhou Beichen Electric Company – предполагает строительство демонстрационного центра технологий интеллектуальных энергосистем в 2010–2011 гг.;
- IBM вошло в соглашение с администрацией крупного города Шеньянг (Shenyang). Соглашение предусматривает строительство исследовательского центра, целью которого станут работы по усовершенствованию городского энергопотребления. В ноябре 2010 года IBM заявила о разработка новой системой управления сетью, которая впервые будет применена на объектах компании Shanghai Power;
- HP в 2010 году приобрела местного производителя оборудования 3Com за 2,7 млрд долл;
- Accenture в марте 2010 года образовало альянс с китайским владельцем электрических сетей – East China Grid; компании совместными усилиями реализуют 10 пилотных проектов по внедрению SMART Grid;
- Siemens в июне 2010 года завершила строительство линии электропередачи постоянного тока Юнань-Гуандонг (Yunnan-Guangdong), а также сообщила о намерении подписать соглашение относительно строительства инфраструктуры для зарядки электромобилей.