Практически во всех исследовательских отчетах и презентациях, посвященных рынку биотоплива для авиации, говорится о неизбежности замены бензина и дизеля «зелеными аналогами». Авторы приводят красноречивые и неопровержимые доводы наступления эры биотоплива. Однако, когда речь заходит о коммерческих продуктах, оказывается, что, оказывается, все только пока на стадии исследований и разработки. Вопрос: «Сколько это стоит», – отбивает у собеседника продолжать разговоры о скором наступлении долгожданной эры.
Одной из главных движущих сил для отрасли является совместная инициатива американских ВВС и флота. На исследования выделяются значительные средств, и на сегодняшний день разработки ведутся с использованием всех возможных видов сырья. Поскольку заказчиком программы выступает Правительство США, какой-либо результат будет получен в любом случае. В частности морские силы США планируют к 2020 году перевести все воздушные транспортные средства на смесь 50/50 авиационного керосина и биотоплива.
Наверно, самым активным участником разработок, на сегодняшний день является компания Swift fuel. Однако технологию компании нельзя в полной мере назвать «топливом на биомассе». Компания получает высооктановое топливо, пригодное для использования в современных авиационных двигателях, из ацетона. В этом направлении ей удалось получить значительные результаты. Вместе с тем заметно меньшее внимание уделяется этапу производства ацентона из биомассы – т. е. непосредственно «зеленой» составляющей.
Одна из главных западней биотоплива – плотность энергии. При этом речь идет не столько о том, что биотопливо имеет чуть меньшую теплотворную способность по сравнению с бензином, дизельным топливом и керосином. Здесь в расчет, прежде всего, потребность в природных ресурсах для производства топлива, т. е. в сельскохозяйственных площадях, которые по мере роста населения земли становятся крайне ценными. А по этому показателю биотопливо никак не может сравниться с нефтепродуктами, которые добываются из скважины.
Кроме того, идея биотоплива противоречит исторической логике развития промышленности. Сначала повсеместно использовалась древесина. Потом ей на смену пришел уголь, который был в два раза эффективнее (при аналогичной теплотворной способности стоил в два раза дешевле). Далее на смену пришли нефтепродукты, увеличившие эффективность еще в два раза, и, наконец, ядерная энергия. В эту эволюционную цепочку биотопливо из-за энергетических и стоимостных характеристик не вписывается, а его использование означает шаг назад или, по крайней мере, в сторону; в сторону «зеленого» развития.
Существует простой пример для США. Для функционирования завода ежегодной мощностью 65 млн галлонов требуется ежедневно перерабатывать энергетическую биомассу, выращивание которой занимает 15 футбольных полей. Для обеспечения топливом всей экономики США с ежедневным потреблением более 380 млн галлонов топлива, потребуется строительство более 2100 подобных заводов. В этом расчете еще не учитываются затраты всей цепочки производства биотоплива: растительное сырье в сахар – сахар в биотопливо. Где взять такой объем посевных площадей, как застраховать себя от неурожая и, самое главное, как перевести весь этот объем на перерабатывающие предприятия и далее – потребителям?
Пример функционирования биотопливной отрасли в США наглядно показывает, какие последствия может оказать развитие биотоплива на экономику страны. Производимый в США биоэтанол стоит явно дороже традиционных аналогов и при этом конкурирует за сельскохозяйственные площади с продовольственными сельскохозяйственными культурами, что вызывает явное недовольство со стороны населения. Для авиации биотопливо, по сути, является настоящей головной болью, поскольку закрывает возможность использования высокоэффективных топлив. Но при этом, если производитель имеет пусть и плохой продукт, но сумел убедить Правительство в необходимости поддержки, то Правительство США в обязательном порядке навяжет его потребителям. А впоследствии еще и субсидирует производителя за счет налогов, взимаемых с потребителей же.
Таким образом, чтобы вписаться в общий эволюционный процесс, биотопливо должно, по крайней мере обладать схожими характеристиками по сравнению с топливом из нефтепродуктов. В обозримом будущем, несмотря на блестящую работу ученых, такого баланса вряд ли удастся добиться.