По оценке Zpryme, объем китайского рынка Smart Grid в 2011 году составит 22.3 млрд долл., а к 2015 году – может возрасти до 61.4 млрд долл. Годом ранее агентство оценивало рынок поднебесной в 15.9 млрд долл.
Потенциал рынка в стране с более чем 1.3 миллиардным населением огромен. Если изначально ключевым сегментом рынка специалисты называли магистральные и распределительные сети, то сегодня речь идет также об использовании интеллектуальных энергосетей в альтернативной энергетике; в системе электромобилей и их инфраструктуры; интеллектуальных счетчиков, число которых может достигнуть 250 млн к 2020 году.
На сегодняшний день Китай является крупнейшим в мире потребителем электроэнергии: на страну приходится более пятой части мирового потребления. Поэтому неудивительно, что инвесторы крайне оптимистичны в оценке перспектив региона с точки зрения внедрения SMART Grid:
- венчурная компания Accel Partners, вкладывавшая средства в Facebook и Groupon, планирует инвестировать 1 млрд в два китайских фонда, специализирующихся на проектах в области энергетики;
- Honeywell готовится реализовать первый в Китае проект по регулированию спроса (demand response), а также проводит исследования в области управления потреблением электричества в офисных центрах;
- Duke Energy и китайская ENN Group договорились о сотрудничестве в области создания «интеллектуальных городов» в Китае и в США;
- государственная компания State Grid Corporation of China, консолидирирующая активы в области электрогенерации и имеющая оборот порядка 180 млрд долл., совместно с китайской академией наук и GE работают на стандартами, которые позволять развернуть огромную интеллектуальную сеть в стране.
По сути, сегодня все значимые участники мирового рынка SMART Grid уже активно работают в Поднебесной.
Приведем описание наиболее крупных проектов, которые анонсированы на сегодняшний день.
1. Модернизация магистральных сетей. В феврале в Китае была запущена первая в мире ЛЭП 660 кВ постоянного тока (Ningdong-Shandong). Компания Alstom Grid открыла в Китае исследовательский центр, усилия которого направлены на разработку проектов строительства ЛЭП классов UHVAC (Ultra High Voltage Alternating Current) и UHVDC (Ultra High Voltage Direct Current). Целью является введение в эксплуатацию к 2020 году трех ЛЭП на 1200 кВ переменного тока и 1000 кВ постоянного, пропускной способностью 20 ГВт каждая.
2. Развитие ветроэнергетики. Перечисленные выше планы никак не успеют обеспечить ежедневно растущие в передаче потребности ветроэнергетической отрасли. Сегодня Китай является лидером по объему генерации электричества на основе ветра, однако мощности линий передачи не позволяют в полной мере реализовать этот потенциал. Согласно докладу правительственной комиссии в 2010 году более половины генерированной электроэнергии осталось неиспользованной. Государственная сетевая компания будет пытаться устранить это узкое место. Предполагается, что инвестиций в отрасль будет достаточно для того, чтобы не только «справиться» с ростом ветроэнергетики, но и обеспечить передачу потребителям электричества от новых солнечных станций и ГЭС.
3. 80 млн интеллектуальных счетчиков. Согласно плану 12-й пятилетки, в Китае к 2015 году планируется установить 80 млн счетчиков, как в частном, так и в коммерческом и промышленном секторах. К 2020 году эта цифра может увеличиться до 250 млн ед.
4. Эко-город Тяньцзинь. Региональный центр с населением более 14 млн чел. и удаленный от Пекина на 150 км, был выбран местом для реализации пилотного проекта по созданию эко-города. Согласно плану, город должен стать самым «зеленым» в мире, обеспечивая порядка 20% потребностей в электроэнергии за счет электрогенерации.
5. Электромобили. В 2009 году в Китае была запущена программа популяризации электромобилей. Сначала речь шла о 10 городах, впоследствии их стало уже 25. Недавно объем финансирования программы был увеличен до 15 млрд долл., а первыми объектами модернизации должны стать парки общественного транспорта и таксопарки. Предполагается, что первоначальные инвестиции будут потрачены именно на закупку электроавтобусов и такси, а также на создание необходимой инфраструктуры, прежде всего, заправочных станций.