Городской проект «Энергоэффективный квартал» наткнулся на непонимание со стороны тюменцев — жителей того самого пилотного квартала Республики — Холодильная — Мориса Тореза — Малыгина. Начальник управления по энергосберегающей политике и мониторингу администрации Тюмени Михаил Намятов считает, что причина непростой ситуации — информационный вакуум, в который попали жители, а также неверное понимание горожанами смысла энергоэффективности.
Сегодня на встрече с журналистами он попытался представить официальное толкование термина и смысла проекта «Энергоэффективный квартал».
Беспокойство Михаила Намятова и городской администрации понятно: с начала старта проекта прошло полтора года, на его реализацию в 2010 году в бюджете города запланировано более 400 млн руб. Освоено 252 млн руб. Тюменцев регулярно информируют о том, что в городе реализуется замечательный проект, который позволит снизить общий уровень потребления энергии на 25–30%, сократит расходы семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг в среднем на 15–25% и т. д. Обещали «золотые горы» и жителям пилотного квартала, когда агитировали их голосовать «за» участие в проекте. Но прошло полтора года: обещанной экономии нет, зато есть усталость от проживания в ситуации нескончаемого ремонта, который традиционно не обходится без ушлых подрядчиков и подобных особенностей национального ремонта. Поэтому вопрос — где деньги? — вполне резонный. И недовольство энергополитикой логично.
Как выяснилось на встрече, проблема непонимания жителями сути энергоэффективного проекта не в информационном вакууме, информации достаточно. Проблема — в ее качестве.
Жителям-участникам проекта не пояснили главного, что объяснил журналистам Михаил Намятов: состояние домов пилотного квартала не позволило сиюминутно внедрять энергосберегающие технологии — ставить приборы учета и энергосберегающие светильники в подъездах, регулировать потребление ресурсов. В них не было смысла, потому что жилой фонд требовал капитального ремонта, соответствия инженерных коммуникаций нормативным показателям — собственно это и есть важный этап реализации проекта «Энергоэффективный квартал». Капитальный ремонт домов продолжается и сегодня.
Другие параллельные задачи проекта: разработать и создать механизмы энергосервиса, привлечь в эту сферу частный бизнес. Энергосервис — это учет энергоресурсов и сокращение их неэффективного использования, другими словами — установка приборов учета, регулирование систем (водоснабжения, тепла и т. д. ). В развитых странах этим занимается частный бизнес, поскольку для него это достаточно прибыльная отрасль. Компания вкладывает свои средства в энергосервисные мероприятия конкретного потребителя. За счет экономии средств по оплате коммунальных услуг, которая выходит после установки приборов учета и других энергосберегающих технологий, потребитель рассчитывается с этой компанией.
Для привлечения частников в Тюмени разработали документ, который защищает потребителей и бизнесменов от взаимной недобросовестности — энергосервисный контракт. Разработан механизм сбора средств с потребителей за энергосервис. Еще один важный документ позволяет городской администрации субсидировать предпринимателям процентную ставку в случае, если они занимают средства на энергосервис в банке.
«Впервые в России создан и запущен механизм энергосервиса. Очень важно, что это — рабочий механизм, живая схема, которая сегодня отрабатывается на первом доме пилотного проекта «Энергоэффективный квартал», — пояснил Намятов. Он вообще считает, что энергосервис — это ключ к частному инвестированию в сферу ЖКХ.
Правда, несмотря на созданные условия, тюменские бизнесмены не спешат покорять новый рынок. Роль энергосервисной компании в Тюмени пока выполняет муниципальное предприятие «Водоканал». И за время реализаци проекта собственно на энергоэффективность из городского бюджета выделено 45 тыс. руб. (на компенсацию процентной ставки), привлечено 28 млн руб. банковских средств. Работы проведены в четырех домах, которые пережили стадию капитального ремонта. По словам Намятова, в принципе, по этим домам можно говорить об экономии, но с учетом прошедшего со дня старта проекта времени экономия проявляется не в уменьшении расходов (выросли тарифы на энергоносители, случилась инфляция), а в разумной плате за коммунальные услуги. То есть суть проекта для жителей придется уточнить: если бы не мероприятия по энергоэффективности, оплата могла быть гораздо выше.
Михаил Намятов надеется, что реализация проекта в домах, состояние которых не требует капитальных вложений и которые имеют эффективное управление, станет более успешной. Подсчитано, например, что внедрение энергосервиса в 30 домов ЖК «Даудель» в третьем Заречном микрорайоне позволит сэкономить 5 млн руб.
Поэтому планы у ответственного за энергополитику, можно сказать, наполеоновские: привлечь в сферу энергосервиса не менее 20 компаний. Помешать этому, рассуждает Намятов, могут разве что управляющие компании, которые не видят своей выгоды, когда на их территорию приходят другие специалисты, поэтому могут чинить препоны. В то же время никто им не запрещает самим заняться энергосервисом. Но пока инициативы такой не наблюдается. Между тем в этом году пройдет энергетическое обследование муниципального имущества, в итоге каждый дом получит свой энергопаспорт, который, по сути, может стать бизнес-проектом для энергосервисной компании, делится планами Михаил Намятов. Но это уже другая история.
А о первых итогах проекта «Энергоэффективный квартал» (а не капитального ремонта домов пилотного проекта) можно будет поговорить уже в этом году, пообещал Намятов. Возможно, удастся добиться и понимания жителей. В пилотном проекте могут быть ошибки, допускает собеседник. Правда, во всем мире перед тем, как запускать такие серьезные проекты, затрагивающие интересы граждан, власти проводят экспертизу своих намерений, чтобы в формате деловой игры спрогнозировать ход реализации своих решений, увидеть «плюсы» и «минусы».
Инновации не ради инноваций, а для людей.
Государство должно принять реальную программу инвестиций в модернизацию энергетики. Все проекты по энергосбережению должны быть ориентированы в первую очередь на социальную сферу.
Для достижения поставленной цели необходимо немедленно приступить к решению следующих задач:
1) стимулировать конкурентоспособность;
2) сделать процесс финансирования открытым и прозрачным;
3) зарплату чиновников всех уровней поставить в прямую зависимость от результатов их работы (снижения издержек и повышения качества услуг);
4) Обеспечить открытость, доступность информации для всех граждан при выполнении этих задач;
5) незамедлительно организовать рабочую группу, которой поручить подготовку предложений по реализации комплексной программы модернизации и инновационного развития энергетики и сферы ЖКХ.
P.S.
Члены Общественной палаты предлагают наряду с формированием инновационных департаментов при министерствах создавать и поддерживать полноценные общественные советы.
«Они могли бы стать именно тем необходимым экспертным сообществом со стороны институтов гражданского общества, которые участвовали бы в выработке инновационных стратегий и принимали участие в их мониторинге и реализации», — считает член комиссии Общественной палаты по науке и инновациям Владимир Гутенев.