Вопросы экологии и охраны окружающей среды являются ключевыми для мирового сообщества и в том числе для России. Сегодня нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности задачи снижения вредных выбросов и защиты окружающей среды. К сожалению, в нашей стране вопросы экологии зачастую остаются нерешенными, причем в ряде регионов они стоят настолько остро, что от их решения зависит не только здоровье населения, но и дальнейший экономический рост. Ни для кого не секрет, что в ряде промышленно развитых городов уровни содержания вредных веществ в воздухе превышают все допустимые нормы. Особенно это относится к городам с крупными металлургическими производствами. По количеству вредных выбросов в атмосферу такие города являются лидерами в России. Тем не менее, вопросам социальной ответственности и в частности защиты окружающей среды в последнее время уделяется все большее внимание руководителей многих предприятий, что находит выражение в инвестировании в экологическое оборудование и программы энергосбережения. В 2010 году по сравнению с 2000 годом инвестиции в основной капитал, направленные на охрану атмосферного воздуха увеличились в 3.3 раза. Тем не менее, и этого, видимо, недостаточно. Объем вредных выбросов стационарных источников в атмосферу остался примерно на том же уровне. В России в 2010 году объем выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, по данным Росстата, составил 19.1 млн тонн, что выше уровня 2000 года на 1.6%.
Причина отсутствия позитивной динамики по выбросам за последнее десятилетние – отставание необходимых темпов роста инвестиций на охрану атмосферы от темпов роста промышленного производства, что вызывает рост загрязнений воздуха. Впрочем, это отставание сокращается, и это особенно наглядно видно по сравнению с 1992 годом, когда уровень выбросов составлял 28.3 млн тонн.
Экспертами «РИА-Аналитика» на основе данных Росстата подготовлен рейтинг городов по динамике объемов выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, в ряде городов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой.
Как видно из результатов рейтинга, в некоторых городах очевиден прогресс в области сокращения вредных выбросов. Но прогресс этот может определяться не только повышением уровня экологичности производства, но и сокращением количества промышленных предприятий по разным причинам. Например, в Москве, где объем вредных выбросов в период с 2000 года по 2010 год сократился на 43.2%, ситуация наряду с усилением экологических мероприятий определялась реализацией программы вывода вредных производств за территорию города. Среди городов с неблагоприятной экологической обстановкой, по сравнению с 2010 годом наибольшего прогресса добились Кызыл, Сызрань, Владимир, Магадан, Нижний Тагил.
В большинстве городов, ориентированных на выпуск металлургической продукции, и имеющих очень высокие объемы вредных выбросов в атмосферу, ситуация за 10 лет улучшилась. Так, Норильск – лидер по объему вредных выбросов (1.9 млн тонн в 2010 году), снизил их объем на 10.5%, Магнитогорск – на 28%, Череповец – на 5.7%. Эти результаты отражают продуманную политику Норильского никеля, ММК и Северстали в области охраны окружающей среды, реализуемую в рамках принятых программ.
Наиболее существенное ухудшение ситуации с вредными выбросами в атмосферу произошло в Ставрополе, Томске, Новороссийске. Но, в сравнении с городами – металлургами, абсолютные объемы выбросов в этих города и так относительно невысоки.
В ближайшее десятилетие, по мнению экспертов «РИА-Аналитика», несмотря на ожидаемый рост промпроизводства, уровень вредных выбросов атмосферу будет снижаться благодаря росту инвестиций предприятий в области защиты окружающей среды. В то же время вредные выбросы стационарных объектов, а именно предприятий, далеко не единственные источники загрязнения атмосферы. Немалую роль здесь играют и выбросы от автомобилей, которые сопоставимы, а некоторых городах превышают уровень выбросов предприятий. Примером является Москва, где основным источником загрязнения окружающей среды является автотранспорт. И если проблема снижения выбросов предприятий находит решение за счет повышения уровня социальной ответственности менеджмента, что трансформируется в рост соответствующих инвестиций (этот процесс стимулируют и повышающиеся штрафы за нарушение экологии), то вопрос уменьшения автомобильных выбросов во многом упирается в платежеспособность потребителей автомобилей. Введение новых стандартов бензина, одной стороны, вынуждает НПЗ производить топливо по новым стандартам, что требует затрат, с другой стороны, резко снижает возможности населения по покупке дешевых марок машин. Видя как складывается ситуация с введением стандарта Евро-4 в России, можно с высокой степенью вероятности прогнозировать, что в ближайшее время доля автомобилей в общем объеме вредных выбросов в атмосферу будет только возрастать. Крупнейшие предприятия уже сделали свой выбор в области экологии, теперь слово за НПЗ и автовладельцами.