В Европе себестоимость строительства экодомов такая же и даже ниже, чем зданий, построенных по старинке.
Да и в эксплуатации они гораздо экономичнее, признают представители западных компаний, работающих в России. Благодарить за это сторонники здорового девелопмента должны существующие за рубежом законодательные ограничения(в том числе по выбросам CO2), налоговые льготы и высокую стоимость ресурсов. В России зеленый девелопмент — лишь дань формирующейся моде.
Недорогая экономия
Использование современных технологий увеличивает капитальные вложения в проект на 5–8% по сравнению со строительством традиционного здания, при правильном выборе проектировщиков и генподрядчиков разницу в стоимости и вовсе можно свести к минимуму, надеется Бабюр Дикер, вице-президент Storm Properties. Его компания решила построить новый бизнес-парк К2(Калужское шоссе, 2 км от МКАД, 70 000 кв. м) как «зеленый офис». Девелопер планирует, что системы рекуперации тепла, конденсационных котлов и чиллеров впоследствии снизят расходы по обслуживанию на 20%.
По словам Дикера, до кризиса прибыль от инвестиционно-строительных проектов в России была так высока, что инвесторы не задумывались об экономии. Сейчас ситуация изменилась, развивает мысль Алекс де Валухофф, президент ГК «Лафарж» в России: «Все больше российских инвесторов демонстрируют интерес к инновационным технологиям, особенно среди банков». У человечества нет иного пути, как искать новые подходы при проектировании и возведении зданий и постепенно уходить от использования невозобновляемых ресурсов, считает он.«Цемент тоже может стать экологичным материалом, если удастся снизить энергопотребление и выбросы СО2 при его производстве, создав необходимые добавки, которые позволят жечь меньше известняка», — рассказывает Алекс де Валухофф. Группа «Лафарж» много средств выделяет на научные разработки, создав в 1990-х гг. в исследовательском центре в Л'Иль-д'Або (Франция) лабораторию, специализирующуюся на изучении стройматериалов. Группа использует термин «устойчивое строительство» — он означает как можно меньшее воздействие объекта на среду и включает все аспекты жизни здания, от проектирования до эксплуатации. Группа использует «низкоуглеродистые» стройматериалы, возобновляемые источники энергии, технологии рекуперации тепла, работает над уменьшением теплопотерь объекта и т. п.
Лучше мало, чем ничего
Развитие экологического строительства в России сдерживает слишком большое количество факторов, говорит Алексей Поляков, гендиректор «Просперити проджект менеджмента». В первую очередь это отсутствие государственной политики, направленной на поддержку инициатив в этой области, и относительно низкие цены на все виды невозобновляемых природных ресурсов. К тому же тяготеющим к инновациям компаниям почти не из чего выбирать: в России работает ничтожно малое количество поставщиков экотехнологий, услуг и материалов.
Сейчас, говоря о зеленом строительстве в России, прежде всего имеют в виду установку в здании теплового насоса и использование экологичных материалов, говорит Андрей Белоедов из правления Rehau в регионе Евразия: «Полный набор для создания экоофисов, которые целиком находятся на самообеспечении, никто не предлагает». Он объясняет это тем, что «россияне не привыкли экономить». Однако, надеется Белоедов, растущие цены на энергоресурсы изменят положение вещей. Зеленый офис обходится дороже обычного, но только в плане затрат на строительство. В общем цикле жизни здания они составляют лишь 20% общих затрат. Остальные 80% приходятся на последующую эксплуатацию. Застройщики начинают это понимать. К Rehau все чаще обращаются за энергосберегающими продуктами, которые помогают снизить эксплуатационные расходы, рассказывает он.
В ближайшие 3–5 лет Белоедов предвидит повышение спроса на зеленые офисы, «но это будут единичные проекты для крупных иностранных компаний». У Rehau был опыт, связанный с проектированием зеленого офиса. Компания подготовила концепцию реконструкции здания WWF в Москве: предполагалась установка солнечных батарей, теплого пола, входных групп и теплового насоса, рассказывает Белоедов. Но «сносная» комиссия при правительстве Москвы запретила сносить старое историческое здание WWF, расположенное в центре города, и проект был заморожен.
«Даже несущественные изменения — это лучше, чем ничего», — уверен Франк Нил> из отдела управления строительством CBRE. Он рассказал, что ему недавно удалось убедить одного из клиентов заменить кровлю на крыше здания: «Я доказал ему, что, затратив всего на 5% больше средств на белый кровельный материал, который в летние месяцы уменьшает нагревание, в конце концов он сможет снизить расходы на эксплуатацию». Изначально строя незеленый офис, потом, в процессе отделки или переделки, довести его до состояния зеленого возможно, убеждает Франк Нил. У систем сертификации BREEAM и у LEED существуют методики оценок уже возведенных зданий, их «можно сделать если не полностью экологичными, то хотя бы более экологичными», добавляет он.
В России экономия на энерго- и водопотреблении пока не является настолько значительной, чтобы сделать для девелоперов строительство экологичных зданий финансово привлекательным, отмечает Елена Мелешкина, менеджер отдела управления проектами Cushman & Wakefield: «Интерес возрос за последние несколько лет, но носит скорее рекламно-маркетинговый характер». Более распространенным, по ее словам, становится зеленый fit-out, т. е. проектирование отдельных помещений или этажей в бизнес-центре под требования стандартов LEED или BREEAM. «Это востребовано в основном международными компаниями, глобальная политика которых подразумевает поддержку экологических инициатив», — рассказывает Мелешкина.
Компания Pridex сделала экоофис, официально зарегистрированный на получение «золотого» сертификата LEED, в несертифицированном БЦ «Марр-плаза». По словам управляющего партнера Pridex Сергея Кудрявцева, зеленый офис с нуля обойдется девелоперу в 75 000 руб. за 1 кв. м, «если оставить за скобками процесс подключения объекта к центральным коммуникациям и выделения мощностей». Обустройство офиса в соответствии с международными стандартами в обычном несертифицированном здании будет стоить 30 000–39 000 руб. за 1 кв. м ($1000–1300 за 1 кв. м), и его возможно реализовать на относительно небольшой площади (примерно от 800 кв. м).
Не прошли по конкурсу
Гильдия управляющих и девелоперов в этом году второй раз будет проводить конкурс Green Awards, на котором выбирают лучшие в России «девелоперские проекты, рассматриваемые с позиций энергоэффективности и экологичности». На прошлый конкурс от Москвы были поданы предварительные заявки от четырех компаний, которые представляли проекты бизнес-центров: O1Properties — «Олимпия парк», «Аврора групп» — «Гиперкуб» в Сколково, BPS International — «Кантри парк», Speech — здание на Ленинском проспекте. Дмитрий Соломонов, председатель жюри конкурса, выразил сожаление, что эти компании не смогли пройти процедуру отбора. В номинации «Бизнес-центры» за звание лучшего боролись проекты из Санкт-Петербурга, Белгорода и Екатеринбурга. Победил екатеринбургский БЦ «Сенат» (УК RED). «Строительный бизнес перенасыщен понятиями “инновационность”, “экологичность”, “энергоэффективность”. Но, несмотря на амбиции зеленых пионеров, в России строительство энергоэффективных и экологичных зданий всегда вызывает много вопросов», — объясняет эксперт конкурса Green Awards Евгений Тесля.
Девелоперы не унывают. Более 40 коммерческих объектов, строящихся или уже построенных в России, подали заявки в организации BRE Global и GBCI для получения соответствующего зеленого сертификата, рассказала член правления совета по экологическому строительству, менеджер по экологическим инновациям Jones Lang LaSalle Ксения Агапова. Пока сертификацию прошли «Дукат плейс III», штаб-квартира Siemens и «Японский дом», фабрика SKF в Тверской области.
Экоофис можно сдать дороже, отмечают аналитики Praedium Oncor International, ссылаясь на «Дукат плейс III». Ирина Неврова, ведущий консультант Cushman & Wakefield, хоть и с оговорками, но готова признать: при прочих равных условиях «наличие экологичных решений, например зеленой крыши, служит дополнительным плюсом».