О российском рынке светотехники и работе совместного предприятия Philips и «Оптоган» (среди акционеров группа ОНЭКСИМ и «Роснано») в интервью “Ъ” рассказал генеральный директор «Philips Световые решения» ЭРИК РОНДОЛА.
— Что представляет сегодня рынок светотехнологий?
— Он глобально меняется, можно даже сказать, переживает революцию. Причиной этой революции стала новая технология — светодиоды, LED. Она уже пришла на многие рынки мира. Если обратиться к цифрам, то объем мирового рынка световых решений составляет €80 млрд. Мы уверены, что к 2015 году доля технологии, о которой я вам говорю — светодиодов,— будет составлять от 45% до 50%. Мы видим, что эта технология стремительно развивается. Например, по результатам третьего квартала 2012 года в общем обороте Philips объем продаж световых решений с использованием светодиодов составляет примерно четверть. И если проанализировать общий рост сектора «Philips Световые решения», он составляет примерно 4%. Доля светодиодов растет, доля решений, созданных на базе этой технологии, увеличилась на 51%. Все это свидетельствует о фантастическом потенциале светодиодной технологии. Российский рынок мы оцениваем примерно в €1,4 млрд.
— Это за 2012 год?
— Нет, по данным 2011 года. Если рассматривать существующие на сегодняшний день технологии и производимые лампы, вы увидите, что одну треть из них составляют лампы накаливания. Однако уже больше 46 стран запустили программы по запрету использования ламп накаливания, потому что они не энергоэффективны. В России это уже произошло со 100-ваттными лампочками. Вторая технология, которая составляет половину российского светового рынка,— компактная люминесцентная лампа. Она тоже является примером энергоэффективной технологии. И, наконец, у нас есть светодиоды, которые на данный момент занимают небольшую долю рынка, но показывают исключительно высокие темпы роста. Они же являются наиболее энергосберегающими и в то же время у них очень большой срок службы. Эти лампы могут служить в десять раз больше традиционных ламп накаливания. Для наглядности приведу цифры — на примере России. В октябре мы запустили на рынок светодиодные лампы стоимостью 400 руб., что эквивалентно лампе накаливания 35 ватт, и стоимостью 1,2 тыс. руб. для светодиодных ламп, эквивалентных 70-ваттной обычной лампочке. Потенциал рынка большой, он увеличивается, и доля светодиодов на нем также растет.
— Какую долю рынка занимает Philips на рынке светотехники России? С кем вы конкурируете?
— Глобально у нас лидирующие позиции на 50% рынков, на которых мы присутствуем. Бывает, что новые технологии, доступные на мировом рынке, создаются новыми игроками из самых разных стран — идеи есть и в Азии, и в Европе. Этот рынок, как я говорил, крайне динамичный. Но, конечно, было бы не совсем корректно комментировать долю конкурентов на рынке.
— Вы создали совместное предприятие с «Оптоганом». Вы считаете это СП своим конкурентом на российском рынке?
— Нет, это совместное предприятие, созданное совместно с «Оптоганом», не может рассматриваться нами как конкурент, потому что деятельность этого предприятия — это также деятельность Philips. Наша цель — с помощью совместного СП с «Оптоганом» выйти на рынок дорожного и уличного освещения. Этот рынок — та ниша, которую мы стремимся занять в России. Обе компании активно инвестируют в СП, и мы считаем, что двигаемся в нужном направлении. Мы запустили совместные пилотные проекты в разных городах России — в Москве, в Санкт-Петербурге и в Татарстане. Таким образом, у нас есть три точки, в которых мы запустили пилотные конкретные проекты, и, что важно, мы считаем, что должны разрабатывать продукты, актуальные именно для локального рынка. Так, например, нам нужно создавать решения, которые будут работать в условиях ниже 60 градусов по Цельсию. То есть СП сначала разрабатывает продукт с коммерческой точки зрения, затем запускаем местное производство.
— Philips и «Оптоган» заявляли, что собирались локализовать производство в течение шести месяцев с момента подписания соглашения. Насколько вы продвинулись?
— Мы двигаемся в нужном направлении, но прежде чем запускать производство нам нужно проработать проект с коммерческой точки зрения. И сейчас мы подошли к тому, что собираемся протестировать проект и затем запустить местное производство, сделав продукт максимально адаптированным для России.
— И, насколько я понимаю, вы не укладываетесь в сроки?
— Задача в том, чтобы максимально проработать проект. Вы понимаете, что это означает: многие проекты предполагают долгий цикл производства. Это может занять определенное количество времени. Разумеется, нам нужно время, чтобы подготовить выпуск продукции, компоненты, механизмы, объем продукции — все это должно быть подготовлено таким образом, чтобы мы полностью были готовы приступить к производству.
— Вы планировали реализовывать продукцию СП «Оптоган» и Philips в Сочи. Как идет этот проект?
— Мы уже несколько лет говорим о Сочи и возможностях для развития бизнеса, связанного с электрическим освещением,— и в рамках СП, в котором мы участвуем. И, как было упомянуто, там мы реализуем пилотный проект, и я уверен, что запустим его совсем скоро. Мы полностью подготовили цепочку поставок. Мы можем с уверенностью говорить о том, что у нас есть все необходимые компоненты для продукции, которая в нужное время и правильным образом будет предоставлена СП с «Оптоганом» в Санкт-Петербурге. У нас налажено оборудование, на котором мы запускаем производство, таким образом, физически мы готовы начать поставку продукции. Мы, как было сказано ранее, установили контакты с муниципальными властями, у нас есть конкретные пилотные проекты — люди тестируют продукцию, дают обратную связь. Они подтверждают, что мы двигаемся в правильном направлении — таким образом, скоро мы перейдем от пилотных проектов к полномасштабному производству. И я уверен, что если 2012 год для нас стал годом основания, то 2013 будет, скажем так, годом поставок.
— Участники рынка считают, что создание этого СП было вынужденной мерой для Philips — чтобы работать на российском рынке. Действительно ли это так?
— Если внимательнее изучить рынок, становится очевидно, что есть множество примеров удачного выхода Philips на рынок в разных странах. В том числе в России. Мы выбрали сотрудничество, совместную работу с «Оптоганом», потому что мы уверены, что две компании вместе могут усилить свои позиции на рынке и работать более эффективно здесь. В рамках нашей стратегии по световым решениям мы работаем именно так, и, если присмотреться, стратегия «Оптогана» полностью ей соответствует. Однако нет никаких причин, говорящих о том, что мы не могли бы сделать это самостоятельно.
— Как вы разграничиваете свою деятельность в рамках СП и ваши собственные планы?
— Я бы хотел подчеркнуть, что СП с «Оптоганом» — это часть Philips, мы не отделяем его от остального бизнеса. Это просто выход на другой рынок. И для выхода на разные рынки мы используем разные подходы. Вы знаете вот, к примеру, в России мы работаем уже 114 лет. Это настолько интересно — я даже обсудил это с российскими коллегами. Возможно, вы знаете, что огромнейший заказ, который основатель компании, Антон Филипс, реализовал для России 114 лет назад — речь идет о, если я не ошибаюсь, о 50 тыс. лампочек,— впервые позволил выйти Philips на международный уровень и сделал полноправным членом рынка световых решений. Мы продаем и на так называемом профессиональном рынке — реализуем нашу продукцию офисам, ритейлерам, больницам, школам, производственникам. Также мы продаем наружное освещение — если речь идет об архитектурных объектах, это может быть, например, освещение для памятников. Но мы также продаем дорожное и уличное освещение — и в данном конкретном случае мы работаем с «Оптоганом».
— У вас есть планы слияний или поглощений в России в ближайшее время?
— Мы постоянно инвестируем в местный рынок. Практически начиная с того момента, как появилось производство — у нас есть логистический центр, прочные связи с партнерами. Когда речь идет о внешнем росте, мы понимаем, что наша философия — наш рост должен быть органическим. А иногда этот органический рост может перерастать в неорганический и принимать формы поглощений. Конечно, в России мы тоже стремимся к органическому росту, и если мы видим потенциально интересный объект для приобретения, мы готовы его рассматривать.
— Как вы относитесь к запрету на лампы накаливания? Ведь им нет конкуренции по цене.
— Существует множество эквивалентов лампам накаливания. На самом деле такие лампы дают хорошее освещение, но они очень дороги. Это очень дорогой свет по двум причинам. Первая — они потребляют очень много энергии. И вторая — они требуют постоянной замены. Я уверен, что скоро лампы накаливания исчезнут в принципе. Как вы знаете, в мире глобально назрела необходимость снизить энергопотребление и в то же время снизить выбросы вредных веществ. Единственная возможность сделать это — выбрать оптимальную для этих целей технологию. А светодиоды — это самая энергоэффективная в мире технология в сфере освещения. Наглядный пример — 20% всего потребления электричества в мире приходится на освещение. Если мы перейдем от использования ламп накаливания к светодиодным лампам, то мы сможем снизить уровень этого потребления на 80%. Если взять традиционную лампу и светодиодную и посмотреть с точки зрения того, сколько света они могут дать,— светодиодной лампе нужно всего 17 ватт, тогда как традиционной лампе нужно 70 ватт. Таким образом, мы наблюдаем снижение энергопотребления на 80%. Мы уверены, что для того, чтобы начать двигаться вперед, нам следует отказаться от ламп накаливания.