В настоящее время Новосибирский метрополитен насчитывает 13 станций. Они расположены на двух линиях — Ленинской и Дзержинской, пересекающих шесть районов города. На сегодняшний день большая часть станций сконцентрирована в центре Новосибирска, в Октябрьском и Ленинском районах – по 2 станции, в Дзержинском – одна. Еще одна станция «Золотая Нива», открывшаяся в феврале 2011 года, находится одновременно в Дзержинском и Октябрьском районах. Пока что она самая «молодая» станция новосибирской подземки. Однако находиться в этом статусе ей осталось недолго. В середине апреля местные власти объявили о строительстве еще двух станций в Октябрьском районе — «Гусинобродской» и «Молодежной». В отличие от уже существующих станций новые «пролеты» планируется сделать не подземными, а наземными.
«В апреле мы должны завершить прохождение экспертизы, а затем будем формировать инвестиционный конкурс. Хотим, чтобы это произошло не позднее мая. По предварительным расчетам, объем инвестиций в строительство составит порядка 10,5 млрд рублей», — сообщил вице-губернатор Новосибирской области Андрей Ксензов.
По данным областной администрации, возможностью и условиями инвестиций в строительство транспортных объектов Новосибирска, в частности станций метро, уже заинтересовались немецкие предприниматели. В частности, об этом шла речь на недавней встрече генерального консула ФРГ в Новосибирске Найтхарта Хефер-Виссинга с руководством области.
Не стоит на месте развитие транспортной инфраструктуры соседнего Омска. В феврале этого года строители завершили проходку левого перегонного тоннеля первого пускового участка первой линии омского метрополитена, соединяющего станции «Кристалл» и «Заречная».
«В настоящее время специалисты заканчивают работы по благоустройству проходки. В частности, в левом перегонном тоннеле на участке от станции «Заречная» до венткамеры ПК 169 ведутся работы по контрольному нагнетанию за обделку. А в котловане венткамеры ведутся работы по подготовке к бетонированию ее конструкций», — сообщил Interfax-Russia.ru директор Управления заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений Омской области Олег Илюшин.
Он отметил, что одновременно с вышеперечисленным в омском метро идет работа и по благоустройству станций. Так, на станции «Библиотека имени Пушкина» ведутся работы по изготовлению металлоконструкций раскрепления котлована, выполняется монтаж кронштейнов, монтаж продольных балок обвязки. На станции «Соборная» специалисты занимаются обустройством временного городка строителей, а на станции «Кристалл» рабочие устанавливают специальные технологические устройства укрытия котлована.
Создаваемое в Омске метро отличается от других российских «подземок». Фактически оно будет создано по аналогу нью-йоркского андеграунда, часть которого, как известно, находится на поверхности.
От длинных глубоких тоннелей в пользу наземного и надземного метрополитена с эстакадами проектировщики решили в целях экономии отказаться. Кроме того, было решено сократить длину станционных платформ, площадь станций, а также технических и бытовых помещений. Для перевозки пассажиров будут использовать укороченный автоматизированный передвижной состав нового поколения, управлять им будет компьютер.
Сокращать расходы в омском метрополитене намереваются за счет применения энергосберегающих технологий: поезда оснастят рекуперативными системами, позволяющими при торможении возвращать электроэнергию в сеть. Это сократит число тяговых подстанций на первом пусковом участке с шести до двух: наземной в электродепо и подземной на станции «Библиотека имени Пушкина». Вместо стандартных ламп для освещения метрополитена будут применять светодиодные. Они недешевы, но могут работать до 100 тыс. часов, что в десять раз больше, чем традиционные.
В то время как система подземного транспорта Омска и Новосибирска активно развивается, будущее красноярской подземки по-прежнему остается призрачным.
«На сегодняшний день указаний о расконсервации метро нам не поступало. Сейчас мы только поддерживаем наши подземные горные выработки (а их под городом находится 3,5 км) в безопасном состоянии. На эти цели из краевого бюджета ежегодно выделяется по 50 млн рублей. На строительство метро у региона средств нет, а федеральные власти нам их не выделяют», — сообщил Interfax-Russia.ru директор Управления по строительству красноярского метрополитена Николай Болдин.
Вместе с тем, он отметил, что сейчас какие-либо прогнозы относительно продолжения строительства красноярского метрополитена делать рано. «Сегодня на рассмотрении в Думе находится закон о внеуличном городском транспорте, предусматривающий получение средств на строительство метро из частных источников. Может быть, с его принятием что-то и измениться», — предположил собеседник Interfax-Russia.ru.
Также, по словам Болдина, с мертвой точки ситуацию может сдвинуть и возможная зимняя Универсиада-2019. «Если Красноярск выиграет право на проведение Универсиады, то, возможно, федеральные власти обратят на нас внимание и выделят средства на строительство метрополитена к этому времени», — отметил он.
Как известно, решение о консервации строительства метро в Красноярске глава региона Лев Кузнецов принял еще в марте 2011 года. Как пишут местные СМИ, главной причиной заморозки метро стало отсутствие денег на его дальнейшее строительство. По словам чиновников, объем финансирования метрополитена должен был составлять не менее 12 млрд рублей ежегодно, которых у краевого бюджета нет.
Красноярский метрополитен начали строить еще в 1995 году. Он должен был стать десятым в России и третьим в Сибири. Его запуск намечали на 2020 год, но проект неоднократно приостанавливался. По данным местных изданий, в январе 2012 года губернатор края заявлял о продолжении строительства метрополитена. Но даже после этого перспективы скорого запуска метрополитена в этом сибирском городе до сих пор остаются туманными.