Доля внедрения наиболее доступных энергоэффективных технологий в России составляет 15%, в то время как в США — 80%, а в Японии — 90%. Об этом рассказал замминистра энергетики Антон Инюцын на форуме Xperience Efficiency-2014.
Сейчас Россия занимает 4-е место в мире по объему потребления энергии, по показателю энергоемкости она превосходит многие экономики, сравнимые по другим параметрам. Энергоемкость российской промышленности по сравнению с лидерами европейской экономики в 3 раза выше.
«Начиная с 2000 года энергоемкость РФ снизилась на 34%, в США — 16%, в Германии и Китае — 12%. Но в жилищном секторе РФ, по сравнению со странами схожими ресурсами, домохозяйства по-прежнему потребляют больше энергии: в 2 раза больше, чем канадские или американские, и в 5 раз больше, чем китайские, — отметил Антон Инюцын. — Экономика России остро нуждается в новых стимулах. Внедрение энергоэффективных технологий повысит спрос на инновации, конкурентоспособность и улучшит инвестиционный климат». По мнению чиновника, потенциал внедрения энергоэффективных технологий в России раскрыт не полностью: «Реалистичный потенциал энергосбережения по всем секторам экономики составляет 200 млн тонн условного топлива. Это примерно 20% от уровня потребления энергоресурсов за прошлый год. Вклад отраслей ТЭК в развитие энергоэффективности составляет 40%, остальное — это ЖКХ, промышленность, транспортная сфера, сельское хозяйство. В ТЭК сейчас реализуются программы по обновлению основных фондов: например, в электроэнергетике инвестиции составили 950 млрд рублей за прошлый год, в нефтегазовом секторе — около 2 трлн рублей».
Минэнерго планирует стимулировать обновление производства и внедрение эффективных технологий.
«На уровне правительства было решено, что каждый министр теперь должен отвечать за повышение энергоэффективности в своей отрасли. Для этого индикаторы эффективности будут введены во все отраслевые программы. Планируется также установить целевые показатели для менеджмента, которые будут показывать работу по повышению энергоэффективности, — добавил Антон Инюцын. — Мы должны ориентироваться на опыт других стран и внедрять новые механизмы госполитики по развитию энергоэффективности: субсидирование, повышение доступности финансирования, установление надбавок к рыночным ценам энергоресурса (тарифная политика), техническое и экологическое регулирование — внедрение современных технологий».
Эксперты считают, что энергоэффективность в России — это уже не дань моде, а необходимость. Россия является ключевым поставщиком энергии на планете. Но вместе с тем и большая часть выбросов приходится на Россию.
«Правительство поставило задачу к 2020 году снизить энергоемкость ВВП на 40% по сравнению с 1990 годом», — отметил президент Schneider Electric в России и СНГ Жан-Луи Стази.
По мнению эксперта, для развития эффективных технологий нужно уметь предсказывать результат, и современные прорывные технологии позволяют этого добиться.
«Мероприятия по повышению энергетической эффективности могут дать России до 2,5% роста ВВП. Наша задача — сделать энергию умной, для этого ее нужно трансформировать в информацию. Поможет в этом Интернет вещей. К 2020 году порядка 50 млрд устройств на планете будут подключены к Интернету. Все они продуцируют данные, которые стекаются в огромные центры хранения (облачные сервисы) и обрабатываются. Каждую минуту, основываясь на этих данных, генерируются новые сервисы», — объяснил Жан-Луи Стази.
Заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Юрий Станкевич отметил, что Россия до сих пор остается самодостаточной с точки зрения обеспечения ресурсами, но добыча углеводородного сырья и нефти с каждым годом усложняется.
«Стоит отказаться от использования термина «экономия ресурсов», их нужно не экономить, а эффективно потреблять. При экономии цены в России на энергопотребление являются одними из самых высоких и продолжают расти. Издержки не снижаются. Нерешенными остаются вопросы взаимодействия между бизнесом и властью и развития конкуренции в энергетическом секторе», — отметил Юрий Станкевич.
Эксперты считают, что усиление участия бизнеса позволит ускорить развитие энергоэффективности во всех секторах.
«Нужно развивать доступные технологии, сократить управленческую цепочку и устранить барьеры для развития энергоэффективности. Политическая база уже создана, теперь требуются сильные бизнес-ориентированные стимулы», — убежден управляющий директор ассоциации французских компаний по развитию энергоэффективности в России Винсент Пренго.