Германия, основной контрагент «Газпрома» в Европе, все больше ориентируется на возобновляемую энергетику и снижает потребление газа. Газовая генерация из-за высоких цен не выдерживает конкуренции. Правда, масштабно замещать российский газ Германия не сможет еще минимум пять-шесть лет, считают эксперты.
Немецкое агентство Agora Energiewende сообщает, что по итогам девяти месяцев текущего года «зеленая» энергетика вышла на первое место в энергобалансе Германии. По данным агентства, на альтернативные источники энергии приходится в общей сложности 27,7% германского энергопотребления (9,5% — ветряки, 8,1% — биомасса и 6,8% — солнечная энергия). Бурый уголь (лигнит) занимает 26% энергобаланса, каменный энергетический уголь — 18,5%, атомная энергетика обеспечивает 16%.
Таким образом, на долю газа остается менее 12%. При этом Германия является крупнейшим покупателем российского газа в Европе (в прошлом году она закупила 40,2 млрд кубометров).
Впрочем, как добавляют немецкие же Der Spiegel и Die Welt, такой результат может объясняться невероятно теплой зимой — потребление упало, и угольные и газовые электростанции стали производить меньше энергии. При этом уже сейчас на рынке наблюдается переизбыток энергии, что в следующем году может привести к снижению цен, а следовательно — и прибыли энергетиков.
Тенденция к росту потребления угля в Европе вообще и в Германии в частности связана с тем, что большие объемы после «сланцевой революции» начала поставлять Америка — в результате «сланцевого бума» Штаты смогли полностью обеспечить себя газом и часть угольной генерации была переведена на газ. Соответственно, освободившиеся объемы угля пошли в Европу по низким ценам.
Завсектора экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов также отмечает, что сейчас в Европе низкие цены на выбросы в атмосферу CO2, что также является важным фактором при использовании угля, так как уголь — один из наименее экологичных видов топлива. Что же касается конкретно бурого угля, то он в больших объемах добывается самой Германией. Правда, топливо это не самое лучшее — около 30% бурого угля после использования остается в виде золы.
О развитии альтернативной энергетики Германия начала говорить после катастрофы на «Фукусиме-1». Тогда власти страны приняли решение отказаться от использования атомных электростанций.
Однако изначально предполагалось, что большую часть выпадающей генерации заменит именно газ, причем по большей части — российский. Но Германия очевидно сделала ставку на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Кстати, в мае гендиректор германского энергетического концерна E.ON Йоханнес Тейссен призвал политиков разделить с корпорациями, владеющими газовыми, угольными и атомными электростанциями, стоимость перехода на возобновляемые источники электроэнергии.
Основной проблемой ВИЭ поначалу была высокая стоимость вырабатываемой энергии. Однако в Европе (и в первую очередь в Германии) власти всерьез занялись субсидированием «зеленой» энергетики. По словам Сергея Агибалова, только в прошлом году в Германии на это было затрачено €24 млрд.
По словам эксперта, сейчас газовые электростанции работают только тогда, когда нет ветра и солнца. Их время работы снизилось с 8 тыс. часов в год до 1 тыс. часов.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии Сергей Чернин указывает, что успехи ЕС в развитии возобновляемых источников энергии нельзя преуменьшать, но и преувеличивать их не стоит. По словам Чернина, сейчас Европа в целом перешагнула планку в 13% (именно столько занимают ВИЭ в энергобалансе). Причем согласно европейскому плану «20/20/20», к 2020 году эта доля должна вырасти до 20% (кроме того, на 20% должны снизиться выбросы углекислого газа).
Альтернативные источники энергии, кроме прочего, не обеспечивают стабильного поддержания работы энергосистемы. По словам эксперта, даже частичное замещение традиционных энергоресурсов альтернативными — это длительный процесс, особенно в таких масштабах. По мнению Чернина, появление статистики, опубликованной германскими СМИ, приурочено к российско-европейским газовым переговорам.