Россия располагает колоссальными возможностями для замещения нефтяного топлива за счет биоэтанола и биогаза, производимых на основе возобновляемых растительных ресурсов. Но дефицит инвестиций в этот сектор, из-за неурегулированности вопросов его налогообложения, тормозят развитие биоэнергетики. Таковы основные оценки международного форума «Биомасса: топливо и энергия», состоявшегося в Москве.
Президент Российской биотопливной ассоциации Алексей Аблаев считает, что без прямого и косвенного стимулирования биоэнергетики, она рискует остаться, в основном, в проектах.
Как отмечалось на форуме, бензин, содержащий спирт, является, согласно законодательству, спиртосодержащей продукцией. Точнее, этанол облагается акцизом, причем его ставка постоянно растет. Она за 2013–2014 гг. выросла с 59 руб. до 74 руб. за литр; с января 2015 г. эта ставка составляет 93, а с 2016-го — достигнет 102 рублей. Такая динамика делает заведомо неконкурентоспособным этанол и, соответственно, топливо с добавками этанола.
В связи с этим, Росалкогольрегулирование в конце марта вынесло на публичное обсуждение законопроект, вносящий поправки по части биоэтанола в N 171-ФЗ, регулирующий оборот спиртосодержащей продукции в стране. Биоэтанол в документе квалифицирован как непищевая спиртосодержащая продукция, требующая иных форм налогообложения. Законопроект планируется направить в Госдуму в начале второго полугодия 2015 г. Параллельно готовятся предложения-поправки в 22 главу Налогового кодекса — в части отмены акцизного сбора на продажу биотоплива на российском рынке (топливный биоэтанол пока облагается акцизом как спиртосодержащая жидкость).
По экспертным оценкам, потенциально возможный объем производства биоэтанола в России превышает 60 млрд литров в год. При этом по фактическим объемам производства той же продукции лидируют США и Бразилия — соответственно, до 50 и примерно 30 млрд литров в год.