Первая причина – это стремление к постоянному увеличению производства биологически полноценной и безопасной пищевой продукции, которая уже включена в перечень критериев продовольственной безопасности этих стран. Вторая причина – нарастающее в мире беспокойство о постоянно расширяющимся и все менее контролируемым использованием химических пестицидов, особенно в развивающихся странах, странах с переходной экономикой и слаборазвитых странах. ВТО даже была вынуждена ввести экологическую пошлину на сельскохозяйственное сырье и продовольственные товары, импортируемые из этих стран. Это вызвано тем, что контроль используемых и вновь выводимых на рынок химических пестицидов на биобезопасность за последние 20 лет не улучшился.
Биологические средства защиты заслуживают все большего внимания как альтернатива химическим пестицидам в качестве их полной замены или использования в интегрированных системах защиты растений. В настоящее время выделяются две основные категории средств биоконтроля вредителей и болезней: биопестициды на основе биоагентов – микроорганизмов и членистоногих. Они подразделяются на биопестициды, рецептуры которых основаны на вирусах, бактериях, грибах, простейших и нематодах, и биоконтролирующие средства, основанные на жуках, мухах, галлицах, златоглазках, клопах, клещах и паразитических осах. Интересно отметить некоторую сложившуюся мировую специализацию: в США преимущественно производятся биопестициды, а в странах ЕС (Бельгия, Франция, Испания) – биоконтролирующие виды членистоногих.
Средства биологической защиты, основанные на биоагентах, объединяет то, что они не включают искусственные химические соединения, но могут включать соединения, полученные из экстрактов растений. Биопестициды (биоинсектициды, биофунгициды, биогербициды, биомоллюскоциды и бионематоциды) вызывают заболевания и гибель объектов контроля. Биологические контролирующие агенты поедают целевые объекты или используют их в качестве пищи для своего потомства. Самостоятельным средством биологической защиты растений являются феромоны членистоногих, грибов, а в последние годы к ним добавляются и специальная группа по регламентации биопестицидов, и Международная ассоциация по биоконтролю.
Общемировые продажи биоконтролирующих агентов и биопестицидов по состоянию на 2006 год составляли более 300 млн. долл. в год, или около 1% мирового рынка средств защиты растений. Ежегодный рост рынка составляет 10% в год. Что касается структуры потребления, то на микробные биопестициды приходится 200 млн. долл. (65% продаж), на биологические контролирующие агенты – 50 млн. долл. (16%) и феромоны — 60 млн. долл. (19%).
По данным Международной ассоциации биоконтролирующей промышленности, из всех компаний, производящих биоконтролирующие препараты и биопестициды, 40% находятся в США, 35% – в Европе и 25% во всех других странах. Компании по производству биоконтролирующих агентов, биопестицидов и феромонов существуют в США, Швейцарии, Японии, Индии, Китае, Швеции, Бельгии, Нидерландах, Англии, Италии, Германии, Канаде, Финляндии. Россия в этот перечень не входит, т. к. соответствующей промышленности не имеет.
В США зарегистрировано и производится около 140 биопестицидов и феромонов, объемы продаж биопестицидов и биоконтролирующих агентов в этой стране составляют 125 млн. долл. в год. Примером масштабного коммерческого использования биопестицидов является препарат «Серенада» (компания AgraQuest), который применяют на 60% всех плантаций томата в штате Флорида.
После США второе место в мире по производству биопестицидов занимает Китай, где расположено 200 заводов, производящих 77 зарегистрированных биопестицидов, которые применяются в стране на 30 млн. га.
В ЕС ежегодно реализуют биопестициды на сумму 110 млн. долл., в других странах (Япония, Китай, Австралия, Новая Зеландия) — на сумму 75 млн. долл.
Более 95% всех производимых в мире средств биозащиты приходится на 25 ведущих компаний мира. Ежегодные обороты наиболее крупных компаний, таких как Valent Bioscience (США), Certis (США), Koppert Biological Systems (Нидерланды), Pasteuria Bioscience (США), Isagro (Италия), Terra Nostra Technology (Канада), AgraQuest (США) превышают 100 млн. долл.
Наибольшее число самых крупных компаний находится в США. Общими особенностями всех этих компаний является государственная поддержка их деятельности, целевые заказы МСХ США на производство определенных видов биоконтролирующих агентов, биопестицидов и феромонов, тесная международная кооперация в разработке и испытании биологических средств контроля. Например, английская компания Exosect – ведущий производитель и разработчик технологий применения феромонов – проводит их испытание в 22 странах. Компания Koppert Biological Systems имеет отделения в 10 странах, где тестирует биоинсектициды, которые продает в 30 странах. Американская фирма AgraQuest — разработчик и производитель биофунгицидов – с помощью международной кооперации просканировала 23 тыс. видов и штаммов микроорганизмов на пестицидную активность. На основе 20 перспективных агентов были созданы коммерческие биофунгициды «Серенада», «Рапсодия», «Соната» и др. Компании ведут активную работу по селекции перспективных видов и штаммов на повышение их пестицидной активности.
Бизнес этих компаний строится на производстве и продаже биопестицидов с использованием, в основном, видов бактерий Bacillus subtilis, B. turiughiensis, трех видов Pseudomonas, двух видов стрептомицетов, трех видов грибов, бакуло-вирусов и вирусов гранулеза.
Вообще, в мире до 90% всех коммерческих биопестицидов основано на использовании различных видов и штаммов Bt. Затем, по степени коммерциализации, идут энтомопатогенные нематоды, биопрепараты на основе ряда видов микромицетов и бактериальные биопрепараты.
Дальнейшему расширению биопестицидного рынка, по мнению экспертов, будет способствовать общемировая тенденция экологизации защиты растений от болезней и вредителей, а также употребления для питания органических продуктов. Оптимизм в этом плане вселяет и быстрая разработка новых биопестицидов, основанных на выделенных и очищенных природных биологически активных веществах, являющихся факторами патогенности микроорганизмов, используемых как биопестициды, биофунгициды, биогербициды и бионематоциды. Они ненамного уступают по активности соответствующим химическим пестицидам, но не оставляют токсичных остатков в сельскохозяйственном сырье и продуктах, не индуцируют процессов повышения резистентности объектов контроля, относительно безопасны для человека и сельскохозяйственных животных.
Сохраняет свое значение использование биопрепаратов в системе интегрированной защиты растений, что позволяет минимизировать использование химических пестицидов.
Основным препятствием для развития рынка считается обязательная дорогостоящая процедура регистрации биопестцидов в каждой стране, где они применяются. Несмотря на то что предполагаемые продажи биопрепаратов будут расти на 7% в год до 2015 г. и в 2014 г. их продажи могут составить 610 млн долл., перспективы выжить имеют только компании, объемы продаж которых составляют не менее 30 млн долл. в год. Будет считаться большим успехом, если эти компании все вместе завоюют 2% мирового пестицидного рынка.