Экологические опасения по поводу ветряков растут вместе с масштабами эоловой энергетики. Согласно исследованию биолога Марка Бечарда из Университета штата Айдахо в Бойсе (США), ущерб от ветряков может быть непрямым, но от этого не менее масштабным.
Важность птиц для устойчивости экосистем хорошо известна. Но не менее важны пернатые и для сельского хозяйства. Без уничтожения сельхозвредителей и комаров — переносчиков лихорадки Денге ситуация с производством пищи и даже со здоровьем населения в мировом масштабе была бы куда хуже.
Ещё в 1980-х высказывались опасения, что ветряки могут нанести весомый урон популяции птиц. Увы, прогресс ветряных турбин значительно усугубил эти опасения. В 80-х размах лопастей среднего ветряка был 15 м, а теперь он до десяти раз больше. Верхний конец лопасти ветряка Е-126 достигает 198 м — куда выше пирамиды Хеопса! Площадь ометания при этом выросла не в 10, а в 100 раз; следовательно, один современный ветряк представляет для птиц стократно бόльшую угрозу, чем в 80-х.
Проблема в том, что тенденции роста не ослабевают: наоборот, стоимость ветрогенераторов при увеличении их размеров снижается, и сейчас серьёзно обсуждается постройка 300–400–метровых ветряков. Они будут иметь ометаемую площадь, в 10 раз превышающую показатели нынешних гигантов. Другая проблема — скорость лопастей. 30 лет назад не было и 10 м/с, а сейчас и 90 м/с при среднем ветре считаются нормой. Птицы, увы, не могут отреагировать на предмет, летящий быстрее картечи. То есть их возможности избежать столкновения с хорошо раскрученным ротором упали до нуля…
…И это только начало. По всем прогнозам, разумная доля ветра в мировой энергетике должна составлять 20%, и, глядя на ЕС, США и КНР, в это легко верится. Только за 2011 год общемировая мощность ВЭС выросла на 20%; экстраполяция этой цифры даёт восьмикратный рост в течение 12 лет. Учитывая, что сейчас ветер ответствен за 2,5% мировой генерации (а та всё время растёт), сценарий восьмикратного прогресса к 2025 году кажется скорее консервативным. Тем более что за 2001–2011 годы выработка энергии ветряными турбинами удесятерилась!
Да, нынешние ветряки останавливают, как только завидят мигрирующих птиц (если, конечно, видят их, что ночью нетривиально). И всё равно во время исследований в Испании г-н Бечард наблюдал, как медленно стопорятся стометровые лопасти и как быстро несутся к ним птицы. Использование специальных радаров? К сожалению, это не решает проблему: одиночные пернатые не видны даже радарным системам военного назначения. При этом на земле вокруг ветряков учёный находил бесчисленные трупы белоголового сипа, испанского орла-могильника и других представителей редких в Испании видов. Впрочем, редки они не только в Испании: через Гибралтар идут маршруты миграций огромного количеств перелётных птиц, так что испанская ветроэнергетика отражается на птичьих популяциях едва ли не всего Северного полушария.
Испанское орнитологическое общество приводит кошмарные цифры: каждый год 18 тыс. местных ветряков «казнят» 6–18 млн птиц и летучих мышей, от 300 до 1 000 жертв на каждый агрегат. А летучим мышам, чтобы пасть от эоловой электростанции, не надо даже подлетать к ней вплотную: создаваемое ветровое давление таково, что уже в 100 м мышь получает внутренне кровоизлияние с летальным исходом.
Но не стоит преувеличивать опасность, подчёркивает эколог. Например, в США только домашние и одичавшие кошки убивают от 365 млн до 1 млрд (согласно разным оценкам) птиц в год. Дело не в количестве, а в качестве. Многие крупные птицы любят не махать крыльями, а, планируя, выслеживать добычу. Проблема в том, что места с восходящими потоками и сильными ветрами, кроме этих птиц, притягивают и строителей эоловых электростанций. Поэтому крупные хищные пернатые, такие как орлы всех видов, могут стать первой жертвой ветряков.
Есть ли способы решения проблемы? Отчасти — да. Превентивное отключение турбин в периоды интенсивных перелётов в случае 13 эоловых станций в испанской провинции Кадис, схему которого составлял Марк Бечард, привело к потерям 0,07% годовой генерации 2011 года при снижении смертности примерно на 50%. Но чтобы полностью ликвидировать остальные 50%, нужно разработать активные технологии отпугивания — пока находящиеся в зачаточном состоянии. Что самое печальное, это изменит не только маршруты, но и ареал многих видов, особенно крупных хищников.
Есть и другие методы борьбы с гибелью птиц. В частности, повышение порога работы ветряков с ветра от 4 м/с до ветра от 5,5 м/с, уже опробованное в Испании, сокращает выработку на 1%, при этом на 93% снижая смертность летучих мышей и небольших птиц, старающихся не летать при сильном ветре.
И тем не менее биолог с сожалением отмечает, что всемирное шествие ветроэнергетики с большой долей вероятности приведёт к радикальному снижению численности крупных хищных птиц по всему миру, а сохранившиеся виды будут вынуждены поменять место обитания, возможно, переместившись в районы с низкой скоростью ветра, где выработка энергии таким «зелёным» способом пока нецелесообразна.
Результаты исследования опубликованы в журнале Biological Conservation.