Большая энергетика — довольно консервативная отрасль, и внедрение инновационных технологий невозможно без влияния сильных факторов. В 80-е годы таким фактором для альтернативной энергетики обещал стать рост цен на нефть. Однако, хотя в этот период были заложены основы фотовольтаики, ветроэнергетики, биоэнергетики, реальный спрос ВИЭ обрели только в новом веке благодаря обширной государственной поддержке, обусловленной экологическими соображениями.
Таким образом, оценка перспектив любой инновационной технологии должна основываться, прежде всего, на выявлении подобных «супер-драйверов».
Торрефакция древесных отходов представляет собой процесс мягкого пиролиза, в результате которого образуется биоуголь (промежуточный продукт между древесиной и древесным углем). Первый завод торрефакции был построен еще в 80-е годы во Франции (и, кстати, благополучно демонтирован в начале 90-х из-за высокой себестоимости), но на сегодняшний день технология относится, безусловно, к группе инновационных. По этой причине, кроме инициатив и желания компаний, поставляющих технологию, должны быть более везкие причины внедрения биоугля в технологические процессы энергогигантов.
Применительно к торрефакции можно выделить два главных технологических драйвера, основанных на преимуществах биоугля перед пеллетами:
- стабильный рост мировой торговли пеллетами — биоуголь отличается заметно лучшими транспортными характеристиками;
- прогнозируемое увеличение потребления угля — биоуголь более однороден энергетическому углю по сравнению с пеллетами.Станут ли эти драйверы «супер-драйверами»?
Насколько рентабельно сейчас выпускать биоуголь и кто его потребители? Ответы на эти и другие вопросы — в исследовании рынка торрефакции древесных отходов.