Согласно докладу ООН 2006 г. "Вне рамок дефицита: власть, бедность и глобальный водный кризис", в странах Ближнего Востока и Северной Африки более 44 миллионов человек не имеют возможности потреблять качественно очищенную воду, 96 миллионов — вообще не имеют доступа к очистке воды. В докладе констатируется, что "недостаток чистой воды и очистки уничтожает человеческий потенциал в эпическом масштабе".
В то же время, водные ресурсы на Ближнем Востоке год от года резко уменьшаются. В регионе проживает 5% мирового населения, а приходится на него лишь 0,9% мировых запасов воды.
Возобновляемый запас воды в регионе составляет приблизительно 2,4 млрд. куб. м./год, в то время как потребление воды составляет 3 млрд. Существующий дефицит воды компенсируется сейчас ее извлечением из грунтовых и подземных источников.
Стратегическая важность воды в данном регионе обуславливается истощением водных ресурсов, загрязнением источников пресной воды, интенсивным сельскохозяйственным и промышленным использованием воды, осушением водно-болотных угодий для сельскохозяйственных целей и жилищного строительства, приростом населения.
К числу главных конфликтов, связанных с распределением воды, в этом регионе следует отнести: конфликт между Турцией и Сирией (из-за рек Тигр и Евфрат); конфликт между Египтом, Суданом и Эфиопией (из-за реки Нил); конфликт между Израилем, Палестинской Автономией и Иорданией (из-за бассейна реки Иордан).
Деятельность Курдской Рабочей Партии мешала Турции в ее блокаде вод рек Тигра и Евфрата. Сейчас, многие исследователи опасаются дальнейшего осложнения ситуации и образования нового регионального конфликта.
Имеются предпосылки для развития кризиса в отношении вод Нила. Для Эфиопиии проблема воды имеет первостепенное значение, что объясняется отсутствием финансовых возможностей для получения необходимых объемов опресненной воды. Эфиопия требует пересмотра соглашения о водах Нила, так считает его неравноправным и льготным для Египта и Судана.
Со своей стороны, Египет занимает жесткую позицию в отношении Нила. Им также были предприняты попытки сконцентрировать как можно больше водных ресурсов на своей территории.
Бассейн реки Иордан также является предметом для долговременного конфликта между Израилем, Палестинской автономией и Иорданией.
Следует отметить, что потребление воды в этом районе неоднородно. Общий спрос на воду в Израиле колеблется между 1.750 — 2000 млн. куб. м./год. Поставка воды в Израиль составляет 1.500–1.750 млн. куб. м., что является недостаточным.
В секторе Газа общее потребление воды составляет 100–120 млн. куб. м. В настоящее время в водах подземных водоемов на 10% превышено допустимое содержание соли.
Спрос на воду в Иордании колеблется между 765 млн. куб. м. и 880 млн. куб. м. Иордания будет испытывать возрастающий дефицит воды, который достигнет 250 миллионов куб м к 2010 году.
На данный момент уже существует несколько проектов решения водной проблемы на Ближнем Востоке и в Северной Африке. К их числу можно отнести предложенный Турцией "мирный трубопровод", разработанный для переброски воды из турецкого Сейхана и Цейхана в Саудовскую Аравию, Кувейт и другие страны Персидского залива. Также существовали проекты импортирования воды морем или распределения воды через всестороннюю систему распределения и т. д. Однако на данный момент все эти проекты по тем или иным причинам потерпели неудачу.