Более низкая стоимость катализатора объясняется тем, что часть платины в его составе на молекулярном уровне удалось заменить сплавом драгоценного металла, меди и кобальта.
Топливные элементы считаются
источником энергии будущего, поскольку
энергия в них вырабатывается из самого
распространенного вещества во вселенной – водорода. Однако до сих пор технология
не нашла широкого применения, в том
числе, из-за дороговизны топливных
элементов, а именно используемых в них
платиновых катализаторов. В пресс-релизе
Хьюстонского университета говорится
о том, что для производства 1 кВт энергии
в топливных элементах требуется 0.5–0.8
гр. платины. Нетрудно подсчитать, что
при стоимости металла в 1500 долл. за унцию (31.1 гр.), затраты только на катализатор составляют порядка 24–38
долл. Применительно к двигателю
автомобиля средней мощности (100 кВт)
затраты только на катализатор сравнимы
со стоимостью всего двигателя внутреннего
сгорания.
Платиновые катализаторы используется
для ускорения реакции ионизации
водорода. При этом, в реакции участвуют
атомы, находящиеся в непосредственном
контакте с реагентами. Группа Штрассера
предложила использовать материал с изменяющимся от поверхности к ядру
содержанием платины: на поверхности,
где требуется высокая плотность
катализатора, преобладает платина, в то время как ядро состоит преимущественно
из меди и кобальта.
Пока сложно оценивать перспективы
нового изобретения. Даже если на практике
удастся получить обозначенную экономию
на платине, новый катализатор вряд ли
станет решающей технологией в процессе
становления водородной энергетики.
Однако по заявлению самого Питера
Штрассера в скором будущем может быть
достигнут психологический уровень
цены водородных технологий, который
был установлен производителями топливных
элементов и правительством США.