Стенограмма начала встречи:
В. В. Путин: Анатолий Борисович, несколько вопросов. Первое — разумеется, результаты работы не только за 2009, но и за предыдущий год. Второе. Вы часто об этом говорите, вернемся к этому еще раз — наиболее значимые проекты. И правовая база деятельности «Роснанотехнологий» — как она сегодня совершенствуется и вписывается в то, что к нам предъявляет жизнь на сегодняшний день?
А. Б. Чубайс: По первому вопросу. Если суть ситуации - то я бы описал ее таким образом. У нас есть базовый документ - стратегия, принятая еще два года назад, в которой были заданы наши основные целевые параметры. Мы в 2008 году немного подотстали в ее реализации, но в 2009 году наверстали. Причем наверстали не только 2009 год, а фактически выполнили все то, что на 2008 и 2009 планировалось.
Что я имею в виду? Первое и самое главное — это количество проектов, одобренных корпорацией, и реальное инвестирование в реальные проекты. У нас на сегодняшний день одобрено 64 проекта. Фактически каждый из них - это завод, новое предприятие. В некоторых случаях это модернизация и расширение, но в большинстве случаев это строительство нового предприятия.
Соответственно, это — 64 проекта с общим объемом финансирования 196 млрд рублей. Причем из этих 196 млрд, что для нас очень важно, значительная доля — это частные соинвесторы. Наши инвестиции чуть больше 90 млрд, а все остальное — это привлеченные средства инвесторов, которые вкладывают в развитие инновационного сектора нанотехнологий.
В целом мы считаем, что с точки зрения темпов, количественных показателей, скорости инновационного конвейера, который был запущен, мы вышли на разумный уровень. Каких-то революций тут уже не нужно.
А вот качество проектов нужно подтягивать. И мы сейчас как раз переносим упор, понимая, что количественные параметры выполнены, на качество.
Если говорить о наиболее значимых проектах, я бы сказал, что есть несколько сфер, пожалуй, целых отраслей, которые для страны являются новыми, их просто не существовало раньше, которые на наших глазах рождаются.
Первая из них — это солнечная энергетика. Мы видим, что мировой рынок очень быстро растет: 30–40% годовые темпы роста. И даже кризис не сильно сократил мировую динамику. Мы считаем, что у нас есть все основания в России выйти на этот рынок с серьезной позицией.
Один из наиболее интересных проектов в этой сфере — это строительство нового завода по производству солнечных батарей в Чувашии, в городе Новочебоксарск. Опять же с партнерами частными, с компанией господина Вексельберга.
В. В. Путин: Прикупили еще активы в Европе достаточно удачно.
А. Б. Чубайс: Да. Абсолютно.
В. В. Путин: И есть возможность объединить усилия, в том числе технологические.
А. Б. Чубайс: Вот ровно в этом направлении мы и продвигаемся. Именно это нам кажется очень разумным, когда есть предприятие, европейско-швейцарское производство, это оборудование будет комплектно поставлено в Новочебоксарск для производства и изготовления, собственно, самих солнечных батарей.
Площадка есть. Был на ней. Сейчас идет проектирование завода. Подготовка к закупке оборудования. Не позже чем через два года завод будет построен, и начнется серийное производство — 120 мегаватт в год уже, собственно, самих батарей.
Причем для нас важно, что наш партнер обладает и следующей стадией в технологическом цикле — это, собственно, уже монтаж, установка, строительство солнечных электростанций. Неплохая компания, которая имеет опыт, понимает, как это делается. Это означает, что у нас вся технологическая цепочка от самой стартовой стадии до последней есть, мы ее понимаем.
Но к ней еще нужно было достроить один стартовый элемент — это поликремний. Собственно, вся кремниевая энергетика, в данном случае это предприятие базируется на поликремнии.
Именно поэтому мы пошли на очень, как мне кажется, важный инфраструктурный проект — это в Иркутской области, это Усолье-Сибирское. Речь идет о строительстве завода по производству поликремния.
Собственно, завод пущен. Мы вышли на производительную мощность 1,5 тысяч тонн, а к концу года ее повысим, там новая линия пускается.
Этот завод, который позволил существенно превысить объемы даже по отношению к советскому уровню производства поликремния, будет базой для всей солнечной энергетики в стране.
А таких проектов еще несколько. Есть наши проекты, есть не наши проекты, развивающиеся в этой сфере.
Вы были в Красноярском крае на одном из предприятий, которое сюда же продвигается, в этом направлении. Они все базируются на поликремнии. Вот для них для всех мы сумеем не только российский рынок закрыть, но и на экспорт по поликремнию уже уверенно выйти, по качеству того, что на этом предприятии делается.
В. В. Путин: Анатолий Борисович, два года назад мы говорили еще об одной проблеме — о проблеме объединения усилий в сфере исследований. Причем объединении усилий и с нашими западными партнерами, но, прежде всего, с коллегами из республик бывшего Советского Союза. Во многих из них остались и кадры, и силы, и возможности работать. Но технологических возможностей во многих из этих республик уже нет. И можно было бы их поддержать и создать такую единую исследовательскую сеть в области нанотехнологий. Что-нибудь в этом смысле, в этом плане происходит, как Вы сами оцениваете?
А. Б. Чубайс: Здесь есть усилия, которые не нами осуществляются, а есть наша часть. Вне нашей части мы знаем о том, что Миннауки организовала создание Наноцентра СНГ, так это можно назвать, который сейчас только начинает возникать. Там основные задачи — именно исследовательские, научные задачи.
Мы же, как изначально Вы ставили перед нами задачу, — на следующей стадии, то есть на стадии, когда из науки начинают возникать производства, бизнес. В этом смысле у нас не так много результатов, которыми можно было похвастаться, но, тем не менее, какие-то из них есть.
Мы после довольно непростых переговоров с казахскими партнерами приняли решение о создании совместного венчурного нанотехнологического фонда, в котором будет вклад с нашей стороны и будет вклад со стороны Казахстана. Партнеры у нас там достаточно серьезные — это фонд «Казына», крупнейший государственный фонд в Казахстане, вместе с которым мы хотели бы брать и казахские проекты, и российские проекты, и доводить их, опять же, до действующего бизнеса.
В. В. Путин: Ну и теперь что касается нормативно-правовой базы.
А. Б. Чубайс: Мы видим уже не теоретические, а просто в наших проектах осуществляем их — значительное количество ограничений, пустых мест в законодательстве, иногда просто запретов на реальные инновационные продукты. И в этом смысле мы получаем такие, как мне кажется, бесценные, практические знания о том, какие сферы можно, прежде всего, дорабатывать.
Работа в этом направлении пошла довольно динамично. Мы взаимодействуем довольно плотно с Минэкономразвития, с Миннауки, с Минфином. Первые результаты появляются. Назову основные из них.
Во-первых, для меня было удивительно, но почти все инноваторы, прежде всего, жаловались нам даже не на налоги, а жаловались нам на все вопросы, связанные с экспортом и импортом инновационной продукции.
Действительно, законодательство наше не отличает сегодня миллион тонн пшеницы от, не знаю, пробирки с пробами, которая нужна ученому. И процедура очень сложна. Мы подготовили проект, который называется «Зеленый коридор для инновационной продукции». Причем он был нацелен на такое комплексное решение, имея в виду, что это и Таможенный кодекс, и закон о валютном контроле, и закон об экспортном контроле, и, наверное, три десятка постановлений Правительства, основанных на этих документах. Целевая задача — существенно упростить возможность внешнеэкономических связей для инновационных компаний. Закон прослушали у нас на инновационном комитете РСПП, РСПП его поддержал. Мы специально собирали буквально на днях директоров наших предприятий, которые мы уже создали, которые чувствуют уже, что именно мешает, что препятствует.
Мы видим реальную поддержку, обсуждаем сейчас базовые положения этих документов и с Минэкономразвития, и с Минфином, и с Миннауки. Беседовал с Игорем Ивановичем Шуваловым. С учетом Таможенного союза нам важно, чтобы те предложения, которые мы внесем, оказались сразу же реализованы не только на российском таможенном пространстве, но и на новом таможенном пространстве.
Второе направление работы — это более сложная вещь, — это, собственно, Налоговый кодекс. Мы считаем, что Налоговый кодекс требует серьезного преобразования. По сути дела, это был Налоговый кодекс индустриальной экономики, а нам нужен Налоговый кодекс постиндустриальной экономики. Вот сейчас мы в завершающей стадии работы. И важно, что очень конструктивно, с пониманием относится к этому Минфин, который всегда, традиционно в этих вопросах на очень консервативных позициях. Но тут есть взаимодействие, есть понимание. Я думаю, что до конца февраля мы Вам уже сможем доложить целостное предложение по поправкам в Налоговый кодекс для инновационной продукции, для самих инноваторов.
Там разные виды налогов: начиная от налога на прибыль, кончая налогом на доходы физических лиц. Целевая задача та же самая. Нам кажется, что этим работа не должна завершиться. Сфера законодательства, которая требует пересмотра, включает в себя и техническое регулирование — мы сейчас много им занимаемся, — включает в себя и корпоративное управление. Наши организационно-правовые формы не адекватны задачам инновационной экономики, там просто нужно вводить новую организационно-правовую форму — инновационное партнерство, мы над ней работаем.
Нам представляется, что еще целый ряд законодательств, вплоть до миграционного законодательства... Въезд в Россию высококвалифицированного специалиста, который сопровождает самое современное оборудование для монтажа и наладки, регламентируется так же, как въезд любого рабочего для любых задач. Это неправильно. Там задача регламентировать и ограничить, а здесь задача, наоборот, привлечь. И в этом смысле нам кажется, что это тоже придется корректировать, и такие предложения мы готовим.
В. В. Путин: Вы знаете, мы совсем недавно подняли в воздух самолет пятого поколения, и он уже сделан, в том числе с применением нанотехнологий. Поэтому такое направление деятельности, как солнечная энергетика, конечно, очень важное, перспективное, и это хорошее место на мировом рынке. Но нам и для собственной экономики, и собственных текущих нужд очень важны такие направления, как новые материалы, микроэлектроника. В этом смысле были неплохие предварительные договоренности о совместной работе, скажем, со специалистами из Израиля. Вот по этим направлениям, по этой кооперации что делается?
А. Б. Чубайс: По основному направлению нанокомпозитных материалов мы разворачиваем, как мне представляется, очень серьезную работу. И, прежде всего, как раз с ОАКом, с Погосяном (М. А. Погосян, первый вице-президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», генеральный директор компании «Сухой», генеральный директор ОАО «РСК «МиГ»), который у нас член Наблюдательного совета.
Это первый проект по производству российских препрегов для использования в авиастроении. Проект серьезный. Первая пилотная линия запущена в городе Климовске, недавно мы там проводили совещание. И мы считаем, что из него реально может вырасти поставка комплектующих для авиастроения как гражданского, так и военного.
Очень важно, что с самого старта мы взаимодействуем не просто с абстрактными партнерами, а с теми, кто будет потреблять эту продукцию. И этой теме мы уделяем очень большое внимание. Сейчас, наверное, будет второй серьезный проект, потому что, кроме производства препрегов, нужно уйти на стартовую стадию производства самого волокна, из которого потом изготавливается сама технологическая основа препрег.
Что касается взаимодействия с Израилем, то оно у нас разворачивается. Недавно прошел первый проект. Это не наноматериалы, это другая сфера. Но мы надеемся — сейчас Минпром завершает по нашему предложению подписание договора с Израилем о взаимодействии в сфере нанотехнологий.
Партнер с израильской стороны — министерство промышленности, там есть такая служба главного ученого в министерстве промышленности, с которым мы взаимодействуем. А поскольку в Израиле это активно поддерживает президент и председатель правительства, мы эту поддержку ощущаем.
Я думаю, что в марте, максимум в апреле, мы сумеем подписать этот документ. И это нам открывает существенно больше возможностей для взаимодействия.
В. В. Путин: Еще два вопроса. Первый касается тематики работы корпорации. Я знаю, Вы выходили с предложениями расширить ее. Ее можно, конечно, расширять, но все-таки она должна оставаться в рамках тех задач, ради которых корпорация создавалась. Все-таки нужно, прежде всего, главным образом заниматься нанотехнологиями. Хотя других направлений, очень интересных и высокотехнологичных, важных для экономики, для страны, много. Но все-таки я Вас прошу оставаться на этом нанотехнологическом поле. Это первое.
Второе — финансирование. В условиях кризиса Минфин изъял у вас часть финансовых ресурсов, предусмотренных на длительный период времени. Вы позицию мою знаете: я считаю, что все должно быть возвращено. И мы об этом и договаривались. Можете не сомневаться: финансовое обеспечение корпорации будет находиться под строгим контролем.
Сейчас как обстоят дела?
А. Б. Чубайс: Ваша позиция стала основой для того, чтобы мы вместе с Минфином, с Миннаукой выработали долгосрочную финансовую стратегию компании. Не просто в режиме «один год сюда забрали — один год туда забрали», а в режиме шестилетнем, до 2015 года. А у нас на 2015 год стоят целевые задачи по масштабу всего нанопроизводства в России — 900 млрд рублей. До 2015 года прописана вся наша финансовая стратегия. Строго исходя вот из этого положения, собственно, она была доведена до правительственного документа, постановления Правительства. И сейчас у нас в этом смысле просто сняты все проблемы.
Мы ясно понимаем и этот год, и следующий, и после следующего. Отдельной компонентой в эту стратегию встроены заимствования при поддержке Минфина, то есть, по сути, суверенные заимствования. И мы сейчас готовимся к выходу на рынок таких заимствований. Для рынка нужна абсолютная прозрачность и полное понимание, что будет с нашими финансовыми потоками. Мы сейчас как раз заканчиваем наше уточненное рейтингование. И я убежден в том, что как раз в этом смысле со стороны финансовой основы и финансовой стратегии деятельности корпорации у нас нет никаких нерешенных вопросов. Ситуация абсолютно встала на свое место.
В. В. Путин: Хорошо.