В ноябре 2009-го был принят закон, который с 2011 года запрещает лампы накаливания мощностью 100 Вт и выше. К 2014-му, возможно, Россия и вовсе распрощается с «лампочкой Ильича». Уже в конце лета прошлого года о грядущем запрете ламп накаливания заговорили телеканалы и газеты, а розничные игроки рынка освещения с удивлением констатировали: интересоваться не слишком популярным раньше товаром стали даже пенсионеры, пишет журнал «Секрет фирмы».
«Никто не рассчитывал, что
рынок пропиарят на госуровне», — признается Дмитрий Трубецков, директор
по маркетингу компании «Энергосистемы и технологии» (эксклюзивный
дистрибутор производителя энергосберегающих ламп Camelion в России).
Вместо предполагавшегося 30-процентного кризисного спада возник
ажиотаж, и к осени складские остатки были распроданы. Подстегиваемые
клиентами, большинство игроков с октября начали заказывать китайским
партнерам в два-три раза большие партии КЛЛ. Кроме того, ажиотажно
растущий рынок привлек новичков, которые стали импортировать лампы
буквально по крупицам, то есть по контейнерам. «Появились десятки новых
мелких и средних игроков»,— свидетельствует руководитель подразделения
General Electric Lighting в России Оксана Ермолова.
Однако
поставщики не понимают, уверен владелец компании «Топсервис» (брэнд
«Космос») Александр Савельев, что спрос провоцируют одни и те же
покупатели — оптовики и сети. Получив отказ в одной компании, они идут
с тем же запросом во вторую и третью, накручивая в итоге показатели
спроса. Уже в I-II кварталах 2010 года рынок КЛЛ, считает Савельев,
столкнется с огромным переизбытком предложения и повальным демпингом.
Все
это приведет к консолидации и вымыванию мелких игроков, особенно тех,
кто закупал лампы в кредит. Уже сейчас первая семерка игроков, по оценкам Савельева, контролирует до 60% рынка. Из нынешних нескольких
десятков производителей и продавцов КЛЛ останется не более семи-восьми,
прогнозируют эксперты.
Интерес потребителей к новым лампам вспыхнул,
однако всерьез разгореться пока не успел. В прошлом году, по разным
оценкам, россияне приобрели всего 50–70 млн КЛЛ (на сумму $100–120
млн), тогда как привычных ламп накаливания — 0,7–1 млрд штук.
Российские
успехи игроков «большой тройки» — световых подразделений компаний GE и Philips, а также Osram (входит в концерн Siemens) тоже не впечатляют.
Так, Philips Lighting оценивает свою долю примерно в 5%. Сопоставимы с ней и позиции GE и Osram. У отечественных игроков дела лучше: на тот же
«Космос», по оценкам компании, приходится 10%, а продукция Camelion, по подсчетам Дмитрия Трубецкова, в 2009 году занимала 20% рынка. Лампы
Philips одни из самых дорогих среди тех, что продаются в России: самую
дешевую КЛЛ можно купить за 50–70 руб. В то же время источник света от Philips или GE обойдется в 130 руб. и дороже.
В мире производится 2,3 млрд компактных люминесцентных ламп. При этом 2,2 млрд из них производится в Китае.
Китайское
происхождение своих ламп не скрывают ни «большая тройка», ни российские
дистрибуторы, предлагающие лампы под собственным брэндом. В окупаемость
завода полного цикла в России, который обошелся бы как минимум в $50
млн, из опрошенных СФ игроков этого рынка не верит никто.
Это
неудивительно: собирать КЛЛ в России примерно на 10% дороже, чем везти
готовые из КНР. Проблема в том, что комплектующие облагаются такими же
пошлинами, что и готовые лампы.
В любом случае уже очевидно: жизнь
КЛЛ будет скоротечна. На смену им лет через пять, скорее всего, придут
светодиоды (LED) — еще более экономичные и долговечные светильники. Так
что победитель в схватке за рынок КЛЛ выиграет битву, но не войну.
По оценкам корпорации «Роснано», ссылающейся на данные Минэкономразвития,
сейчас объем российского LED-рынка — примерно $56
млн, или 1% от всех
продаваемых в России осветительных приборов (в количественном
выражении). К 2015 году, по прогнозам Минэкономразвития, на светодиоды
перейдет 13% российского рынка. А к 2030-му LED «погасят» все остальные
источники освещения, отвоевав 90%.
В развитие светодиодных
технологий в мире вкладываются громадные деньги. Китайские власти
намерены инвестировать в производство LED-ламп около $800 млн.
В мире основными производителями светодиодов являются Nichia (Япония),
Cree и Philips Lumileds (обе из США), Osram (Германия), Epistar
(Тайвань), Seoul Semiconductor (Южная Корея). Игроки «большой тройки»
не скрывают: если рынок бытовых КЛЛ в России они пока упустили, то
LED-технологии помогут им наверстать упущенное. Надежда, однако, есть и у российских производителей. Например, «Ростехнологии» планируют
масштабное, до 25%, освоение этого рынка. Но чтобы удержать
перспективный рынок от притока китайской продукции, государству может
понадобиться вновь вводить заградительные пошлины.