Для производителей энергосберегающих ламп в России зажегся зеленый свет

08.02.2010

Россия в приказном порядке переходит на компактные люминесцентные лампы. Звезда их производителей будет гореть ярко, но недолго: на смену уже идут светодиодные технологии.

В ноябре 2009-го был принят закон, который с 2011 года запрещает лампы накаливания мощностью 100 Вт и выше. К 2014-му, возможно, Россия и вовсе распрощается с «лампочкой Ильича». Уже в конце лета прошлого года о грядущем запрете ламп накаливания заговорили телеканалы и газеты, а розничные игроки рынка освещения с удивлением констатировали: интересоваться не слишком популярным раньше товаром стали даже пенсионеры, пишет журнал «Секрет фирмы».


«Никто не рассчитывал, что рынок пропиарят на госуровне», — признается Дмитрий Трубецков, директор по маркетингу компании «Энергосистемы и технологии» (эксклюзивный дистрибутор производителя энергосберегающих ламп Camelion в России). Вместо предполагавшегося 30-процентного кризисного спада возник ажиотаж, и к осени складские остатки были распроданы. Подстегиваемые клиентами, большинство игроков с октября начали заказывать китайским партнерам в два-три раза большие партии КЛЛ. Кроме того, ажиотажно растущий рынок привлек новичков, которые стали импортировать лампы буквально по крупицам, то есть по контейнерам. «Появились десятки новых мелких и средних игроков»,— свидетельствует руководитель подразделения General Electric Lighting в России Оксана Ермолова.
Однако поставщики не понимают, уверен владелец компании «Топсервис» (брэнд «Космос») Александр Савельев, что спрос провоцируют одни и те же покупатели — оптовики и сети. Получив отказ в одной компании, они идут с тем же запросом во вторую и третью, накручивая в итоге показатели спроса. Уже в I-II кварталах 2010 года рынок КЛЛ, считает Савельев, столкнется с огромным переизбытком предложения и повальным демпингом.


Все это приведет к консолидации и вымыванию мелких игроков, особенно тех, кто закупал лампы в кредит. Уже сейчас первая семерка игроков, по оценкам Савельева, контролирует до 60% рынка. Из нынешних нескольких десятков производителей и продавцов КЛЛ останется не более семи-восьми, прогнозируют эксперты.


Интерес потребителей к новым лампам вспыхнул, однако всерьез разгореться пока не успел. В прошлом году, по разным оценкам, россияне приобрели всего 50–70 млн КЛЛ (на сумму $100–120 млн), тогда как привычных ламп накаливания — 0,7–1 млрд штук.
Российские успехи игроков «большой тройки»  — световых подразделений компаний GE и Philips, а также Osram (входит в концерн Siemens) тоже не впечатляют. Так, Philips Lighting оценивает свою долю примерно в 5%. Сопоставимы с ней и позиции GE и Osram. У отечественных игроков дела лучше: на тот же «Космос», по оценкам компании, приходится 10%, а продукция Camelion, по подсчетам Дмитрия Трубецкова, в 2009 году занимала 20% рынка. Лампы Philips одни из самых дорогих среди тех, что продаются в России: самую дешевую КЛЛ можно купить за 50–70 руб. В то же время источник света от Philips или GE обойдется в 130 руб. и дороже.


В мире производится 2,3 млрд компактных люминесцентных ламп. При этом 2,2 млрд из них производится в Китае.


Китайское происхождение своих ламп не скрывают ни «большая тройка», ни российские дистрибуторы, предлагающие лампы под собственным брэндом. В окупаемость завода полного цикла в России, который обошелся бы как минимум в $50 млн, из опрошенных СФ игроков этого рынка не верит никто.


Это неудивительно: собирать КЛЛ в России примерно на 10% дороже, чем везти готовые из КНР. Проблема в том, что комплектующие облагаются такими же пошлинами, что и готовые лампы.


В любом случае уже очевидно: жизнь КЛЛ будет скоротечна. На смену им лет через пять, скорее всего, придут светодиоды (LED) — еще более экономичные и долговечные светильники. Так что победитель в схватке за рынок КЛЛ выиграет битву, но не войну.
По оценкам корпорации «Роснано», ссылающейся на данные Минэкономразвития, сейчас объем российского LED-рынка — примерно $56

млн, или 1% от всех продаваемых в России осветительных приборов (в количественном выражении). К 2015 году, по прогнозам Минэкономразвития, на светодиоды перейдет 13% российского рынка. А к 2030-му LED «погасят» все остальные источники освещения, отвоевав 90%.
В развитие светодиодных технологий в мире вкладываются громадные деньги. Китайские власти намерены инвестировать в производство LED-ламп около $800 млн.


В мире основными производителями светодиодов являются Nichia (Япония), Cree и Philips Lumileds (обе из США), Osram (Германия), Epistar (Тайвань), Seoul Semiconductor (Южная Корея). Игроки «большой тройки» не скрывают: если рынок бытовых КЛЛ в России они пока упустили, то LED-технологии помогут им наверстать упущенное. Надежда, однако, есть и у российских производителей.  Например, «Ростехнологии» планируют масштабное, до 25%, освоение этого рынка. Но чтобы удержать перспективный рынок от притока китайской продукции, государству может понадобиться вновь вводить заградительные пошлины.

Источник: www.energyland.ru
Темы:
Все комментарии
Комментировать
Введите число, которое видите на картинке

Чистые технологии: