На прошедшей в середине апреля во Франкфурте 6-й международной торговой выставке дизайна, архитектуры, светотехнических и строительных технологий «Light+Building» ряд ведущих компаний продемонстрировал перспективную светодиодную продукцию.
Компания GE анонсировала новую светодиодную лампу, способную заменить стандартную 40-Вт лампу накаливания. Световой поток этой новинки мощностью 9 Вт составляет 450 лм, срок службы – 25 тыс. ч, цена – 50 долл., ориентировочный срок поступления в продажу – конец 2010 г. или начало 2011 г.
Любопытным фактом относительно новинки GE является то, что ее основу составляет лампа XLamp серии XP-G компании Cree. Cree не только «засветилась» в продукции компании GE, которая намеревается занять достойное место на рынке светодиодного освещения, рассчитывая на известность своего бренда и усилия светодиодного подразделения, но и заявила о выпуске светодиода XM XLamp LED с белым холодным свечением и номинальной светоотдачей 160 лм/Вт. При светоотдаче в 110 лм/Вт его световой поток равен 750 лм, чего вполне достаточно для того, чтобы это 7-Вт устройство заменило 60-Вт лампу накаливания.
Компания Osram анонсировала выпуск 122-лм/Вт светодиодного модуля с теплым белым свечением (2700 К), световым потоком 1800 лм, CRI > 90 и мощностью 15 Вт. Похоже, при такой большой светоотдаче СД с теплым белым свечением в некоторых случаях неизбежно потребуются дополнительные усилия для ограничения светового потока.
В свою очередь, Philips представила свой вариант лампы, которая станет использоваться взамен 60-Вт ламп накаливания. Их массовый выпуск планируется на конец текущего года. Характеристики новинки превосходят показатели заявленного светодиода компании GE: световой поток – 806 лм при потребляемой мощности 12 Вт; светоотдача – 67 лм/Вт (против 50 лм/Вт устройства GE).
Известно, что Philips использует собственные светодиоды Luxeon дочерней компании Lumileds. Philips также сообщила о модернизации ламп MASTER LEDspot MR-16.
Если в 2010 г. объем рынка ламп 400–500-лм накаливания и КЛЛ в США составит около 160 млн шт., то объем рынка 725–750-лм светодиодных ламп (60-Вт эквивалент) превысит 700 млн шт.
Таким образом, решающее значение для компаний, конкурирующих на рынке светодиодной продукции, которая придет на смену ламп накаливания и галогенных ламп, остается продвижение торговой марки. Несмотря на появление новых игроков с хорошим предложением, на потребительском рынке, в первую очередь, недорогостоящей продукции с длительным сроком службы, явное преимущество – за известными брендами.
По всей видимости, такие компании как GE, Philips, Osram, Sylvania останутся на этом рынке в ближайшие несколько лет. Определяющим фактором их успешного участия является гарантийный сервис. Даже при стоимости светодиодных ламп порядка 40–50 долл. поощрительные премии и скидки до 20 долл., стимулирующие потребительский спрос, не станут привлекательными без гарантийного обслуживания изделий. Новым игрокам на рынке придется сложнее со сбытом, если им не удастся убедить покупателей в обеспечении надежной гарантийной поддержки продукции.