Нанотехнологии идут на службу автомобилистов. Манипулированию атомами и молекулами оказалось подвластно дорожное покрытие. Наноасфальт менее подвержен перепадам температур, на нем не образуются трещины и ямы, а тормозной путь автомобилей сокращается. Хотя стоимость одного километра такой дороги вырастает, специалисты утверждают, что качество нанопокрытия позволит реже его ремонтировать.
На одном из участков Кутузовского проспекта уложили наноасфальт. От обычного он отличается даже цветом – оттенок более насыщенный, он выдает происхождение полотна: в состав этой дороги входит резина старых автопокрышек.
Каучуковой добавки в этом асфальте всего полпроцента, но свойства дорожного покрытия она заметно меняет. Прежде модификатор использовали лишь для пробы, теперь же его полезность констатировала экспертиза. Замеры показали, что на магистралях, построенных с добавлением резины, становится тише, а тормозной путь там на 15 процентов короче. Свои свойства материал сохраняет даже спустя пять лет после укладки.
Заместитель генерального директора НИИ Транспортно-строительного комплекса Владимир Мартинсон рассказал об особенностях нового дорожного покрытия: »Трещинообразование отсутствует - всего две-три трещины на километр. Колейность также практически отсутствует».
На производство, где создают этот модификатор, старые шины поставляют уже в измельченном виде. Приставку «нано» порошок получает на выходе из термокамеры, в которой материал нагревается до 120 градусов и приобретает новые свойства. Поручаемая резиновая крошка при сжатии слипается. Резина, измельченная другими способами, рассыпется как песок — ее частицы имеют форму битого стекла. Структура же материала, полученного по новой технологии, напоминает коралл.
Это и есть главная новация. Каждый лепесток частицы активен и способен устанавливать с плохо совместимым битумом крепкие и долговечные связи в асфальтовой смеси. Главный технолог Николай Волков пояснил: «Если в битум сыпать обычный резиновый порошок, то дорога долго не продержится — один год масимум. Мы туда добавляем еще дополнительные вещества. По большей части, это поликонденсационные смолы».
Производители уверяют: связи настолько прочные, что дороге будет нипочем даже 70-градусная жара и 30-градусный мороз. Заведующая лабораторией Татьяна Данилова иллюстрирует слова экспериментом: «Вот два бруска — асфальт с модификатором и без. Оба после воздействия высокой температуры проходят испытание прочности — бруски сдавливает сила почти в 3000 ньютонов. С добавкой показатель — 1, 3, без добавки – 0,7. Следовательно, у бруска с модификатором показатели почти в два раза лучше».
Это значит, что ремонтировать покрытие придется реже. Производители подсчитали, что при использовании модификатора содержание дорог будет обходиться на 20 процентов дешевле, чем сейчас. В масштабах всей страны это миллиарды сэкономленных рублей.