Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) предприняла запоздалую попытку воспротивиться решению Евросоюза включить авиаперевозки в систему торговли квотами на выбросы парниковых газов, взяв их под контроль. Демарш случился вчера на 67-й ежегодной генассамблее ассоциации в Сингапуре. Чиновники IATA рассчитывают, что страны, не входящие в ЕС, займут жесткую позицию.
Решение, принятое Европарламентом еще в 2008 году, вступит в силу 1 января 2012 года. Генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни заявил, что на символической «позорной доске» особое место принадлежит Евросоюзу и Европарламенту за их намерение фактически обложить авиацию новым налогом. Руководство ассоциации ссылается на то, что решение включить воздушный транспорт в систему торговли квотами на выбросы EU ETS противоречит Киотскому протоколу — он на авиацию не распространяется.
Тем не менее по новому порядку каждая летающая в Евросоюзе авиакомпания, местная или иностранная, должна будет приобретать право на выбросы сверх присвоенного ей индивидуального лимита - по 15 евро за тонну углекислого газа. В дальнейшем лимиты предполагается уменьшать, а плату за их превышение увеличивать. По расчетам IATA, которые огласил Бизиньяни, только в 2012 году дополнительные расходы авиакомпаний по этой статье составят $1,5 млрд. С IATA согласны в Международной организации гражданской авиации ООН, правительства многих стран, не состоящих в ЕС, в частности, России.
Бизиньяни заявил, что видит впереди два варианта развития событий. «Оптимистический», когда Европа «проявит мудрость» и «прислушается к растущему хору стран, протестующих против европейской схемы торговли квотами на СО2 для авиации». «Пессимистический»: неевропейские страны перейдут от словесных протестов к разным формам «торговой войны» против ЕС. Это ограничение полетов европейских самолетов в своем воздушном пространстве, введение собственных односторонних схем квотирования выбросов, санкции на европейских производителей и экспортеров.
Финансовое положение отрасли сейчас и без того ухудшается по объективным экономическим причинам. Джованни Бизиньяни вчера огласил свежий прогноз прибыльности мировой авиации. Он оказался вдвое хуже предыдущего, опубликованного в марте. Тогда специалисты IATA считали, что в 2011 году авиакомпании мира вместе получат прибыль $8,6 млрд, теперь надеются только на $4 млрд. Это будет на 78% меньше, чем $18 млрд чистой прибыли, полученные мировой гражданской авиацией в 2010 году. Негативными факторами, повлекшими изменение прогноза, эксперты IATA называют «природные бедствия в Японии, беспорядки на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также резкий рост цены на нефть».
Авиаперевозчики объединились против киотских квот ЕС
Квоты на СО2 для авиации противоречат киотскому протоколу и могут стать причиной торговой войны против ЕC
Источник:
АвиаПорт