Рабочая группа по будущему Киотского протокола (AWG-KP) на переговорах по климату в рамках ООН в Бонне приостановила свою работу до следующей переговорной сессии осенью, несущественно продвинувшись по главному вопросу — второму периоду обязательств по протоколу.
Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC), вступивший в силу в 2005 году, содержит количественные обязательства развитых стран по сокращению выбросов парниковых газов. Сам протокол срока действия не имеет, однако первый период обязательств по нему заканчивается в 2012 году, и пока странам не удалось прийти к соглашению о дальнейшем климатическом режиме.
Россия, Япония, Канада и ряд других стран выступают за переход к новому соглашению, называя Киотский протокол неэффективным, в том числе, поскольку на страны, которые он охватывает, сегодня приходится лишь около трети мировых выбросов парниковых газов.
Развивающиеся страны, в частности, Индия, Китай, страны латиноамериканского блока и малые островные государства (группа AOSIS), напротив, считают, что второй период по единственному на данный момент юридически обязывающему соглашению жизненно необходим.
Работа группы AWG-KP формально приостановлена. Участники переговоров договорились о проведении дополнительной переговорной сессии в сентябре-октябре 2011 года перед декабрьской конференцией сторон Рамочной конвенции ООН по климату в Дурбане, место ее проведения будет объявлено в начале следующей недели.
В частности, с инициативой принять у себя сессию выступила Панама.
Второму периоду — да
Развивающиеся страны, выступая на заседании, в очередной раз подчеркивали важность принятия второго периода обязательств по Киотскому протоколу, называя это «высшим приоритетом переговорной группы» и «фундаментальной составляющей пакета решений Дурбана». Об этом говорилось в выступлении Аргентины от имени Группы 77 и Китая, которое поддержали, в частности, Альянс малых островных государств (AOSIS), Папуа-Новая Гвинея, Гамбия, Китай, Бангладеш, Эквадор и Бразилия.
Некоторые страны особо подчеркивали, что прямой связи между результатами переговоров в рамках AWG-KP и AWG-LCA нет, и нельзя «использовать AWG-LCA, чтобы мешать переговорам по Киотскому протоколу». Об этом, в частности, говорили представители Демократической республики Конго и Индии.
Гамбия в своем выступлении заявила, что механизмы гибкости являются «неотъемлемой частью Киотского протокола», и сохранить их без второго периода обязательств нельзя.
«Дурбан станет лакмусовой бумажкой для международного сообщества по Киотскому протоколу», — подчеркнула представитель Китая.
Россия относительно недавно включилась в работу по проектам одного из так называемых «механизмов гибкости» — совместного осуществления (JI, joint implementation), в рамках которого одна развитая страна реализует в другой проекты по сокращению выбросов парниковых газов, за которые их участники получают так называемые углеродные единицы, квоты на выбросы.
К настоящему моменту российский оператор углеродных единиц — Сбербанк — провел два конкурса, по результатам которых было одобрено 33 проекта.
Глобальный режим
Развитые страны, выступавшие на заседании, в свою очередь, традиционно настаивали на необходимости всеобъемлющего климатического режима.
Зонтичную группу, куда входят, в частности, Россия, Япония и Канада, представляла Австралия. Представитель австралийской делегации отметила прогресс по ряду переговорных вопросов, в частности, выразив надежду на то, что в Дурбане будет завершена работа по правилам учета выбросов и поглощений от землепользования (LULUCF).
«Противопоставить изменению климата можно только такой режим, который включает все основные экономики мира», — подчеркнула делегат от Австралии.
Евросоюз, обозначивший готовность присоединиться ко второму периоду обязательств при выполнении ряда условий, назвал протокол примером для дальнейшего развития климатического регулирования, прежде всего с точки зрения правил.