Решение продолжить развитие мирного атома, принятое французскими властями после аварии на АЭС «Фукусима-1», обойдется инвесторам в €322 млрд. Но снижение доли атомной энергетики, на котором настаивает оппозиция, стоит еще дороже, а также приведет к резкому повышению энерготарифов для населения и промышленности. Тем не менее угроза роста цен для потребителей не остановила соседние Германию и Бельгию, уже решивших отказаться от АЭС.
Париж, пока не намеренный отказываться от мирного атома, получил экономический расчет последствий своего решения. Французский союз электроэнергетиков (UFE) опубликовал исследование трех возможных сценариев развития энергетики до 2030 года. Сейчас АЭС производят около 75% электроэнергии во Франции. Каждый из сценариев предполагал снижение доли атомной энергетики до 70%, 50% и 20% соответственно.
Франция остается одним из наиболее стойких сторонников продолжения развития атомной энергетики. Ряд европейских стран после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» приняли решение либо свернуть свои новые атомные программы, либо окончательно выйти из мирного атома. Наиболее значимым стало решение Берлина закрыть все свои АЭС к 2022 году (они обеспечивали 23% выработки электроэнергии в стране). Но даже закрытие семи энергоблоков весной привело к тому, что Германии пришлось увеличить импорт электроэнергии, в том числе от АЭС Чехии и Франции. Общие расходы, которые потребуются Германии, чтобы заместить атомную генерацию, оценивались в €335 млрд. Кроме того, ряд владельцев АЭС угрожают властям страны исками о компенсации своих потерь.
Последней из европейских стран, решившихся на отказ от АЭС, стала Бельгия. После событий на «Фукусиме-1» Брюссель реанимировал проект выхода из атомной энергетики, который начали разрабатывать еще в начале 2000-х годов, но отложили на неопределенный срок во время кризиса 2008 года. В начале ноября политические силы страны согласовали свою позицию: участники новой правительственной коалиции намерены закрыть все атомные станции страны к 2025 году. Сейчас семь энергоблоков бельгийских АЭС обеспечивают около 60% потребностей страны в электроэнергии.
По расчетам UFE, для французских энергокомпаний с точки зрения необходимых инвестиций наиболее дешевым станет сценарий, при котором доля АЭС в энергобалансе сохранится на уровне 70%. Тогда в продление сроков службы атомной генерации до 60 лет, а также в строительство новых АЭС и энергосетей придется вложить €322 млрд. При снижении доли АЭС на 20 процентных пунктов, до 50% от энергобаланса, в дополнение к этой сумме потребуется вложить еще €60 млрд. Эта сумма должна быть потрачена на строительство возобновляемых источников энергии и тепловой генерации. Но UFE не внес в расчеты затраты на вывод старых мощностей АЭС. Дальнейшее снижение доли мирного атома до 20% от общего энергобаланса увеличит инвестиции еще на €52 млрд, до €434 млрд.
С другой стороны, сохранение и развитие парка французских АЭС приведут к минимальному росту цен на электроэнергию, считают эксперты UFE. Если доля мирного атома сохранится на уровне 70%, то к 2030 году энерготарифы для населения и промышленных потребителей вырастут относительно уровня 2010 года на 33% и 41% соответственно. Сценарий со снижением доли АЭС до 50% приведет к тому, что частные лица будут в 2030 году платить за электричество на 50% больше, а промышленность — на 67%. Наконец, самый радикальный сценарий с падением доли АЭС до 20% вызовет рост энергоцен для населения на 65%, а для индустрии — на 90%.
Исследование UFE должно стать частью программы энергетического развития страны, разработку которой инициировал министр промышленности Франции Эрик Бессон. Окончательные выводы будут представлены до 31 января 2012 года. Но не исключено, что в следующем году решения о судьбе АЭС Франции будут принимать другие люди. Правящая партия СНД поддерживает развитие мирного атома, тогда как основной конкурент Никола Саркози социалист Франсуа Олланд хотел бы сократить к 2025 году долю ядерной энергетики во Франции с 75% до 50%. Это соответствует среднему сценарию UFE, требующему дополнительных инвестиций в замещающие мощности, но увеличивающему темпы роста энергоцен.