Россия на международных переговорах по климату может позволить себе усилить свои добровольные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов с 15–25% до 35% относительно уровня 1990 года — такой сценарий соответствует «нормальному» экономическому развитию страны без каких-либо дополнительных мер.
Выбросы России в 2009 году по отношению к 1990 году, установленному в качестве базового согласно Киотскому протоколу, снизились на 35,6%, или на 1,19 миллиарда тонн CO2-эквивалента. Ранее страна заявила о готовности сократить выбросы на 15–25% от уровня 1990 года, оговаривая, что этот показатель будет зависеть от «учета потенциала российских лесов в контексте вклада в выполнение обязательств по сокращению антропогенных эмиссий», а также «принятия юридически значимых обязательств по сокращению антропогенных эмиссий парниковых газов всеми крупнейшими эмитентами».
В исследовании Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара авторы решили проверить, сможет ли Россия сократить выбросы парниковых газов на 50% к 2050 году и возможно ли снизить их еще сильнее, на 80% от уровня 1990 года, как это планирует сделать «большая восьмерка». Кроме того, ученые оценили долю возобновляемых источников энергии в структуре генерации, которая будет реальной для РФ с экономической точки зрения к тому же 2050 году.
В качестве исходных предпосылок исследования авторы использовали прогнозы численности населения, роста ВВП, использования автомобилей, уровня энергоэффективности зданий и ряда других показателей на 2050 год. Ключевой политической предпосылкой стало сохранение Россией статуса экспортера энергии (импорт электроэнергии, который рассматривается как одно из необходимых условий 100-процентного перехода на возобновляемые источники энергии, авторы исключили).
Помимо «базового» сценария (в котором страна не принимает никаких дополнительных целей по сокращению выбросов CO2, кроме уже существующих мер по энергосбережению и повышению энергоэффективности), ученые проанализировали возможности введения «цены на углерод» в виде налога на выбросы или внутренней системы торговли квотами в размере от 15 долларов после 2012 года до 50–80 долларов к 2050 году, а также административных мер — национальных целей по снижению объема выбросов CO2 на 50–80% от уровней 1990 года.
Установление экономического стимула сокращения выбросов, «цены на углерод» на уровне 50–80 долларов в 2050 году позволит сократить выбросы уже на 45–55%. Снижение на 80%, как это предполагали заявления G8, теоретически возможно, но только с использованием новых инновационных технологий, которые модель пока не рассматривает.
По оценкам ученых, к 2035 году с помощью «цены на углерод» долю возобновляемых источников энергии в общем спросе на первичную энергию можно довести до 10%. Оценки Международного энергетического агентства (IEA) для этого же года предполагают долю ВИЭ в 6–15% общего спроса на первичную энергию. К 2050 году, по прогнозам авторов исследования, долю ВИЭ, прежде всего гидро-, био- и ветроэнергетики, можно довести до 20–25%, а в производстве электроэнергии — до 40%.