Смольный создает государственную компанию по вывозу мусора. Участники рынка не сомневаются, что чиновники хотят установить контроль над сегментом емкостью около 5 млрд рублей.
В правительстве Петербурга готовят очередную масштабную реформу мусорной отрасли, в результате которой изменится расстановка сил на рынке. Командует операцией вице-губернатор Сергей Козырев, до середины сентября прошлого года занимавший аналогичную должность в правительстве Ленобласти и отвечавший за кадровые вопросы в системе органов исполнительной власти региона. К июню 2012 года Смольный подготовит долгосрочную целевую программу по утилизации мусора, а к концу года проработает детальную схему санитарной очистки города.
На этапе вхождения в новую должность, в конце 2011 года, Сергей Козырев объехал предприятия коммунального комплекса, чтобы сравнить данные, представленные на бумаге, с тем, что происходит на самом деле. Выводы чиновника неутешительны: «Отрасль развивается без четкого понимания объема рынка, финансовые потоки не регулируются, соответственно нет целостности картины. Смольный не владеет точной информацией по количеству и составу бытовых, коммерческих, строительных отходов».
Сергей Козырев также сетует, что у города отсутствуют рычаги воздействия на перевозчиков мусора, занимающих доминирующее положение в отрасли. «На этом рынке не должно быть монополии, поэтому возможно создание компании с государственным участием», — убежден вице-губернатор. Новую транспортную компанию Смольный предполагает основать на базе одного из государственных унитарных предприятий. Возможно, на базе городского мусороперерабатывающего завода МПБО-2. На первом этапе город готов потратить на приобретение техники примерно 200 млн рублей.
По приблизительным оценкам Смольного, физические и юридические лица ежегодно создают в Петербурге около 10 млн м3 мусора. За его вывоз и переработку компании и граждане платят примерно 5 млрд рублей в год.
Большую часть (80%) мусора вывозят из города две частные компании — ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» и ОАО «Автопарк № 6 «Спецтранс». Обе вышли из государственных контор и после приватизации стали семейными предприятиями топ-менеджмента.
В их распоряжении не только мусоровозы, но и сортировочные станции, где изымается ценное вторичное сырье, остальное отправляется на полигоны. Автопарк № 1 выстроил полную производственную вертикаль, в его распоряжении есть даже свалка в Гатчинском районе — ООО «Новый свет — Эко».
После создания новой госкомпании расклад сил на рынке изменится. По мнению Сергея Козырева, целесообразно, чтобы одна организация обрабатывала не более 20% объема городских отходов.
Виталий Журкович, директор ОАО «Автопарк № 6 «Спецтранс», не стал комментировать инициативу Смольного. Зато его коллега — руководитель ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» Анатолий Язев подверг идею городских властей резкой критике: «Я уже был государственным перевозчиком и считаю, что это бред. Все мы государственные были и знаем, до чего дожили. В сфере ЖКХ нужно создать конкурентную среду».
Участники рынка уверены, что будущая госкомпания будет представлять собой нечто большее, чем просто перевозчика отходов. Они ожидают появления регулятора рынка, контролирующего все финансовые потоки отрасли и устанавливающего правила игры.
Реформой мусорной отрасли в Смольном грезят уже давно, чиновники регулярно выезжают за границу перенимать передовой опыт. Еще на губернатора Владимира Яковлева неизгладимое впечатление произвел мусоросжигательный завод в центре Вены, и градоначальник загорелся идеей построить такой же в городе на Неве.
При Валентине Матвиенко возник проект нового полигона в Тосненском районе. Однако эти планы натолкнулись на сопротивление Ленобласти: областной губернатор Валерий Сердюков неоднократно заявлял, что в его регионе не будет мусорных полигонов, а только мусороперерабатывающие заводы. Также при предыдущем губернаторе Смольный заключил соглашение с греческой компанией «Хелактор Актор». По соглашению она готова строить мусороперерабатывающий завод, а городские власти обязуются обеспечить его загрузку. Однако проект застопорился из-за того, что греки запросили 6 тыс. рублей за переработку тонны мусора. Для города это оказалось слишком дорого, пришлось бы повышать тарифы, что рискованно в преддверии выборов. Проект отложили даже несмотря на то, что сын нынешнего губернатора — Алексей Полтавченко до прихода отца к власти успел поработать директором по развитию предприятия.
Последние 3 года мусорной отраслью руководил контр-адмирал Всеволод Хмыров, возглавлявший специально для него созданное городское управление по переработке отходов.
За это время во Фрунзенском районе города, где прежде командовал Всеволод Хмыров, возникла новая частная мусоросортировочная линия — «Квантум». Ее судьба после смены городской власти весьма туманна.
Сергей Козырев планирует, что к 2020 году 40% из собранных отходов будет перерабатываться, а остальные 60% — свозиться на полигоны. Сегодня почти все отходы идут на полигон.