В Санкт-Петербурге создадут государственного перевозчика отходов

09.02.2012

Участники рынка не сомневаются, что чиновники хотят установить контроль над сегментом емкостью около 5 млрд рублей

Смольный создает государственную компанию по вывозу мусора. Участники рынка не сомневаются, что чиновники хотят установить контроль над сегментом емкостью около 5 млрд рублей.

В правительстве Петербурга готовят очередную масштабную реформу мусорной отрасли, в результате которой изменится расстановка сил на рынке. Командует операцией вице-губернатор Сергей Козырев, до середины сентября прошлого года занимавший аналогичную должность в правительстве Ленобласти и отвечавший за кадровые вопросы в системе органов исполнительной власти региона. К июню 2012 года Смольный подготовит долгосрочную целевую программу по утилизации мусора, а к концу года проработает детальную схему санитарной очистки города.

На этапе вхождения в новую должность, в конце 2011 года, Сергей Козырев объехал предприятия коммунального комплекса, чтобы сравнить данные, представленные на бумаге, с тем, что происходит на самом деле. Выводы чиновника неутешительны: «Отрасль развивается без четкого понимания объема рынка, финансовые потоки не регулируются, соответственно нет целостности картины. Смольный не владеет точной информацией по количеству и составу бытовых, коммерческих, строительных отходов».

Сергей Козырев также сетует, что у города отсутствуют рычаги воздействия на перевозчиков мусора, занимающих доминирующее положение в отрасли. «На этом рынке не должно быть монополии, поэтому возможно создание компании с государственным участием», — убежден вице-губернатор. Новую транспортную компанию Смольный предполагает основать на базе одного из государственных унитарных предприятий. Возможно, на базе городского мусороперерабатывающего завода МПБО-2. На первом этапе город готов потратить на приобретение техники примерно 200 млн рублей.

По приблизительным оценкам Смольного, физические и юридические лица ежегодно создают в Петербурге около 10 млн м3 мусора. За его вывоз и переработку компании и граждане платят примерно 5 млрд рублей в год.

Большую часть (80%) мусора вывозят из города две частные компании — ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» и ОАО «Автопарк № 6 «Спецтранс». Обе вышли из государственных контор и после приватизации стали семейными предприятиями топ-менеджмента.

В их распоряжении не только мусоровозы, но и сортировочные станции, где изымается ценное вторичное сырье, остальное отправляется на полигоны. Автопарк № 1 выстроил полную производственную вертикаль, в его распоряжении есть даже свалка в Гатчинском районе — ООО «Новый свет — Эко».

После создания новой госкомпании расклад сил на рынке изменится. По мнению Сергея Козырева, целесообразно, чтобы одна организация обрабатывала не более 20% объема городских отходов.

Виталий Журкович, директор ОАО «Автопарк № 6 «Спецтранс», не стал комментировать инициативу Смольного. Зато его коллега — руководитель ОАО «Автопарк № 1 «Спецтранс» Анатолий Язев подверг идею городских властей резкой критике: «Я уже был государственным перевозчиком и считаю, что это бред. Все мы государственные были и знаем, до чего дожили. В сфере ЖКХ нужно создать конкурентную среду».

«Может, кто-то хочет завладеть этим рынком? Сейчас все мимо чиновников идет, и вся беда в этом», - вопрошает Анатолий Язев.

Участники рынка уверены, что будущая госкомпания будет представлять собой нечто большее, чем просто перевозчика отходов. Они ожидают появления регулятора рынка, контролирующего все финансовые потоки отрасли и устанавливающего правила игры.

«Вероятнее всего, город даже не будет закупать технику, чтобы составить конкуренцию перевозчикам. Чиновники издадут закон, по которому все деньги за вывоз и переработку отходов будут поступать не на счета жилкомсервисов, а в распоряжение новой госкомпании», — предполагает Юрий Лихачев, гендиректор ЗАО «ОЗ МПБО» (управляет полигонами Южный и Северная Самарка). По мнению Юрия Лихачева, это означает установление государственной сверхмонополии.

Реформой мусорной отрасли в Смольном грезят уже давно, чиновники регулярно выезжают за границу перенимать передовой опыт. Еще на губернатора Владимира Яковлева неизгладимое впечатление произвел мусоросжигательный завод в центре Вены, и градоначальник загорелся идеей построить такой же в городе на Неве.

При Валентине Матвиенко возник проект нового полигона в Тосненском районе. Однако эти планы натолкнулись на сопротивление Ленобласти: областной губернатор Валерий Сердюков неоднократно заявлял, что в его регионе не будет мусорных полигонов, а только мусороперерабатывающие заводы. Также при предыдущем губернаторе Смольный заключил соглашение с греческой компанией «Хелактор Актор». По соглашению она готова строить мусороперерабатывающий завод, а городские власти обязуются обеспечить его загрузку. Однако проект застопорился из-за того, что греки запросили 6 тыс. рублей за переработку тонны мусора. Для города это оказалось слишком дорого, пришлось бы повышать тарифы, что рискованно в преддверии выборов. Проект отложили даже несмотря на то, что сын нынешнего губернатора — Алексей Полтавченко до прихода отца к власти успел поработать директором по развитию предприятия.

Последние 3 года мусорной отраслью руководил контр-адмирал Всеволод Хмыров, возглавлявший специально для него созданное городское управление по переработке отходов.

За это время во Фрунзенском районе города, где прежде командовал Всеволод Хмыров, возникла новая частная мусоросортировочная линия — «Квантум». Ее судьба после смены городской власти весьма туманна.

«Экономическая модель этого предприятия мне непонятна. Они просят 3 тыс. рублей за переработку 1 т мусора. Тариф МПБО-2 сегодня — 1217 рублей за тонну. Причем после переработки на «Квантуме» 95% отходов придется везти на полигон. На таких условиях арендовать мощности завода городу не интересно», — говорит Сергей Козырев. Комментировать ситуацию «Квантум» не стал.

Сергей Козырев планирует, что к 2020 году 40% из собранных отходов будет перерабатываться, а остальные 60% — свозиться на полигоны. Сегодня почти все отходы идут на полигон.

«Мы отбираем ценных ресурсов около 5%», — говорит представитель СПб ГУП «Завод МПБО-2» Дмитрий Астахов. По его словам, после перемодернизации завода стоимостью около 5 млн евро он сможет отбирать 70% вторичного сырья.
Источник: ИАА Cleandex
Темы:
Все комментарии
Комментировать
Введите число, которое видите на картинке

Чистые технологии: