«ВТБ капитал», одна из крупнейших венчурных компаний мира — Draper Fisher Jurvetson (DFJ) и РОСНАНО создали венчурный фонд на $100 млн. Около $9 млн уже вложено в два проекта с российскими корнями.
О создании DFJ VTB Capi-tal Aurora Innovation & Nanotechnology Fund рассказал руководитель венчурного бизнеса «ВТБ капитала» Айдар Калиев. Фонд создан на 10 лет: первые пять он будет искать проекты и инвестировать, а затем получать возврат от этих инвестиций. Инвесторы фонда — «ВТБ капитал» и РОСНАНО вложили по $50 млн, в 2012–2013 гг. фонд планируется докапитализировать еще на $100 млн с привлечением международных и российских инвесторов, говорит Калиев. Управляют фондом «ВТБ капитал» и DFJ. Выбор «ВТБ капитала» управляющий директор РОСНАНО Дмитрий Пимкин объясняет наличием у него профессиональной команды и портфеля проектов на перспективу, а DFJ — венчурная компания «высшей лиги», совместно с которой будет проводиться отбор проектов на Западе.
Основной фокус фонда, по словам Калиева, — технологические стартапы с российскими корнями и с перспективой выхода на глобальные рынки. Также фонд будет инвестировать в компании, уже профинансированные западными венчурными фондами и заинтересованные в выходе на российский рынок. РОСНАНО традиционно инвестирует в проекты с прицелом на трансфер их технологий в Россию, напоминает Пимкин. Задача DFJ VTB Capital Aurora, по его словам, — довести профинансированные проекты до стадии промышленного производства, после чего их продать их стратегическому инвестору, возможно, самой РОСНАНО.
Типичный размер инвестиций фонда — $5–10 млн на проект, добавляет главный инвестиционный менеджер департамента венчурных инвестиций «ВТБ капитала» Павел Морозов.
DFJ — один из крупнейших венчурных инвесторов Кремниевой долины, известный инвестициями в Baidu, Skyper, Hotmail, Tesla. Он давно интересовался инвестициями в Россию, а на «ВТБ капитал» обратил внимание в 2007 году, когда тот создал совместный фонд с Российской венчурной компанией, говорит управляющий директор DFJ VTB Capital Aurora Александра Джонсон. Сейчас DFJ очень рад сотрудничать с «ВТБ капиталом», передал «Ведомостям» соучредитель DFJ Тим Дрейпер.
Фонд уже инвестировал в американского разработчика наноструктурированных покрытий Rolith и в немецкую SmS Tenzotherm, занимающуюся новыми полупроводниковыми технологиями. Rolith, основанная иммигрантом из России Борисом Кобриным, разрабатывает уникальный метод нанесения наноструктурированных покрытий большой площади на стекле: такие покрытия позволяют управлять характеристиками поверхности стекла — в частности, варьируя коэффициенты отражения и преломления, рассказывает Морозов. Он рассчитывает, что такое стекло получит широкое применение в смартфонах и планшетниках: их экраны станут более яркими при меньшем потреблении мощности, будут меньше загрязняться и отражать блики. Разработки Rolith должны быть интересны производителям солнечных панелей, еще одно очевидное приложение — архитектурное стекло: технология Rolith позволит значительно сократить потери тепла, сказал «Ведомостям» Кобрин. По его словам, компания основана еще в 2008 году, но динамично развиваться начала с 2010 года, когда привлекла инвестиции одного из крупнейших мировых производителей стекла, японской Asahi Glass Company. Asahi участвовала и в нынешнем раунде инвестиций, но лид-инвестором выступил фонд DFJ VTB Capital Aurora, говорит Калиев. По его словам, в этом раунде инвесторы совместно вложили $5 млн. Asahi рассчитывает объединить свои разработки с технологиями Rolith, сказал «Ведомостям» генеральный менеджер Asahi Наоки Сугимото.
А SmS Tenzotherm основана Владимиром Каминским, профессором петербургского Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе РАН, и профессором технического университета в Дортмунде Дмитрием Яковлевым. Компания разрабатывает и производит тензодатчики на основе редко используемого сейчас типа полупроводников — сульфида самария, рассказывает Морозов. Производство тензодатчиков из самарий-сульфида, в отличие от кремниевых, не требует создание «чистой комнаты», поэтому обходится дешевле. В Германии, где зарегистрирована компания, большой рынок сбыта для такой продукции. А мировой рынок тензодатчиков в 2012 году может составить, по оценке «ВТБ капитала», около $6 млрд. В SmS Tenzotherm фонд инвестировал несколько миллионов долларов, говорит Морозов. Около $6 млн, уточняет близкий к сделке источник.
НИОКР обоих проектов уже сейчас размещается в России, отмечает Пимкин из РОСНАНО.
Фонд устроен по традиционной для DFJ схеме, говорит преподаватель МФТИ Юрий Аммосов: DFJ нашла местного партнера, дала ему право использовать свой бренд и ввела в инвесткомитет наблюдателя — управляющего директора DFJ Стивена Джурветсона. Джурветсон — один из лучших в мире специалистов по нанотехнологиям, объясняет Аммосов.
Мода на Россию
Создать специальный фонд для инвестиций в российские стартапы планирует и Mangrove Capital Partners (финансировал российские KupiVIP, Oktogo, Drimmi и др.), рассказал «Ведомостям» его партнер Дэвид Варокье. Предполагается, что объем фонда составит $100 млн. Кроме того, Mangrove скорее всего откроет офис в Москве.