Федеральное государственное унитарное предприятие «Центральный институт
авиационного моторостроения им. П. И. Баранова» (ЦИАМ) проводит
исследования по применению в авиации топливных элементов, сообщил первый заместитель генерального директора по науке Валентин
Солонин.
В качестве прикладной задачи ЦИАМ исследует возможность создания
беспилотного летательного аппарата (БЛА) с рекордной продолжительностью
полета в целях подтверждения длительной работоспособности топливных
элементов, уточнил он.
По словам В.Солонина, в настоящее время работа по применению топливных
элементов в авиации находится на стадии организации исследований в области создания авиационных двигателей с применением углеводородного
топлива. «Проводимые исследования ведутся в рамках государственной
программы, но объемы финансирования пока не позволяют выйти на широкомасштабные исследования», — отметил собеседник.
По его мнению, ограниченное финансирование не позволяет осуществить
формализацию общей программы работ, в том числе подключить к выполняемым
работам другие предприятия в части кооперационных поставок. «ЦИАМ на сегодня имеет планы работ, сформированы определенные группы возможных
исполнителей, в том числе и в атомной промышленности, где зарождались
эта тематика, а также в российской Академии наук. Сегодня нужна
организационная основа в виде финансирования, чтобы сформулировать общую
программу, подключить соисполнителей и начать полномасштабные
исследования», — уверен замдиректора ЦИАМ.
Он также напомнил, что в 1990-х годах была фактически свернута
широкомасштабная работа, которая велась в нашей стране, по внедрению в авиации альтернативных видов топлива, в частности, водородной
энергетики. В перспективе ожидалось обеспечить двукратное повышение
топливной эффективности авиационного двигателя при одновременном
снижении практически до нуля эмиссии вредных веществ.
Необходимо отметить, что водородные топливные элементы существуют и широко используются в других отраслях, но они не удовлетворяют условиям
применения в авиации по массогабаритным параметрам.
По словам заместителя руководителя ЦИАМ, проект экспериментального
беспилотного летательного аппарата «ЦИАМ-Рекорд» с рекордной
продолжительностью полета должен явиться демонстратором концепции
применения топливных элементов в авиации.
Силовая установка БЛА состоит из маршевого двигателя с топливным
элементом «Aeropak 2» мощностью 250 Вт. Бортовая энергосистема — Li-Po
аккумулятор. Топливо — газообразный водород под давлением 300 атм. с объемом 2х7 л. Расчетная взлетная масса беспилотника составляет 13–14
кг, высота полета — до 3000 м, максимальная скорость — до 126 км/ч,
максимальная крейсерская скорость — 90–95 км/ч, скорость полета на продолжительность — 80 км/ч, продолжительность полета 30–36 часов.
Размеры беспилотника: размах крыла 5,9 м, длина 2,9 м. Тянущий воздушный
винт имеет диаметр 500 мм.
В.Солонин также напомнил, что в ноябре 2010 года совершил первый полет
БЛА «ЦИАМ-80», созданный в ЦИАМ с участием некоторых других организаций.
Этот беспилотник стал первым в России летательным аппаратом, энергия
для полёта которого вырабатывалась топливным элементом —
электрохимическим генератором энергии. В качестве топлива использовался
сжатый водород, в качестве окислителя — кислород воздуха.
Как сообщалось ранее, в ЦИАМ разработаны два типа БЛА с питанием
электродвигателей силовой установки от топливных элементов — ЦИАМ-80 и ЦИАМ-80–2. Первый полет ЦИАМ-80 совершил 4 ноября 2010 года, ЦИАМ-80–2 -
27 ноября 2010 года. ЦИАМ-80 — первый в отечественной истории БЛА
бортовые потребности в энергии которого обеспечивалась батареей
топливных элементов — электрохимическим генератором электрической
энергии. ЦИАМ-80 и ЦИАМ-80–2 являются чисто исследовательскими
аппаратами, демонстраторами новых и перспективных технологий и не
рассчитаны на практическое применение.
Беспилотник ЦИАМ-80 имеет при длине 1,184 м и размахе крыла 1,700 м
взлетную (стартовую) массу 2,6 кг. Скорость его полета составляет до 60
км/ч, а продолжительность полета — до 5 часов. Воздушный винт — тянущий
диаметром 300 мм. Управление дистанционное по радиоканалу. БЛА ЦИАМ-80–2
массой 10 кг существенно больше, чем ЦИАМ-80. Он оборудован баком
объемом 1,1 л, рассчитанным на хранение водорода с давлением 300 атм.
Этот БЛА имеет расчетную продолжительность полета порядка 5–6 часов.
ЦИАМ продолжает исследования применения в авиации топливных элементов
В качестве прикладной задачи ЦИАМ исследует возможность создания беспилотного летательного аппарата (БЛА) с рекордной продолжительностью полета
Источник:
ИАА Cleandex