На выставке светотехнологий и «умного строительства» Light + Building, проходившей во Франкфурте с 15 по 20 апреля, сразу несколько крупнейших производителей светотехники анонсировали снижение стоимости светодиодных ламп для массового рынка. По сути, речь идет о начале нового этапа развития рынка освещения: качественные светодиодные лампы теперь будут на равных конкурировать с продукцией китайских и тайваньских производителей, занимающих пока львиную долю рынка.
Как заявил в ходе выставки Light + Building гендиректор Philips Франс ван Хаутен, в ближайшее время компания начнет продавать лампу мощностью 7 Вт (по световым характеристикам эквивалентна лампам накаливания мощностью 25–40 Вт) по €9,99 (около 390 руб. по текущему курсу ЦБ). В этом месяце лампы появятся в магазинах Германии, а к третьему кварталу — еще в ряде стран Европы, включая Россию. Как заявил Франс ван Хаутен, они будут работать над снижением стоимости и более мощных светодиодных ламп.
Еще один крупный производитель светотехники — Osram (подразделение Siemens) — представил на выставке светодиодную лампу, эквивалентную лампе накаливания мощностью 50 Вт. В продаже она должна появиться в июне и будет стоить «менее €20» (780 руб.).
Светодиодные лампы потребляют в 20 раз меньше электроэнергии, чем лампы накаливания и могут прослужить в 25 раз дольше. По данным Frost & Sullivan, в 2010 году глобальный рынок электрических ламп (как традиционных, так и энергосберегающих) составил $14 млрд, основная часть приходилась на люминесцентные лампы. Но в ближайшие несколько лет аналитики прогнозировали быстрый рост рыночной доли светодиодов.
В России проект энергетической стратегии, разработанный правительством в 2009 году на период до 2030 года, предусматривает, что с 1 января 2011 года запрещена продажа ламп накаливания мощностью 100 Вт и более. Со следующего года может быть введен запрет на лампы накаливания мощностью 75 Вт, а с 2014 года — 25 Вт. По итогам 2011 года на долю светодиодных ламп и светильников приходилось 4% рынка, или $180 млн. Основную часть рынка в штучном выражении по-прежнему занимают лампы накаливания — до 500 млн штук. Рынок люминесцентных ламп составлял около 200 млн штук, светодиодных — примерно в 100 раз меньше. К 2015 году российский рынок светодиодных ламп и светильников должен вырасти до $1 млрд, а мировой — до $80 млрд.
Среди недостатков светодиодных ламп в первую очередь называлась их высокая стоимость. Например, в США светодиодные лампы, способные заменить лампы накаливания и люминесцентные, стоят $25–40 (около 740–1200 руб.). Сейчас Philips продает светодиодную лампу мощностью 12 Вт (замена лампе накаливания мощностью 60 Вт) за 1650 руб. Лампы Osram можно заказать на сайтах-партнерах по 2850 руб. за модель с теплым светом и по 1600 руб. — с холодным.
Крупнейшие производители вынуждены снижать стоимость своих ламп как в массовом, так и в профессиональном сегментах, поскольку растет конкуренция со стороны азиатских компаний, особенно производителей светодиодов из Китая, Тайваня и Южной Кореи. Несмотря на более низкое качество их продукции, она дешевле ламп европейских и американских производителей и более привлекательна для покупателей.