Правительство намерено «отпустить» цены на тепло в надежде на привлечение инвестиций в энергетику. Но это вряд ли произойдет, — считают эксперты, — скорее, вызовет социальное недовольство и децентрализацию теплоснабжения.
Минэнерго РФ завершило работу над новыми правилами в сфере теплоснабжения, о необходимости которых в отрасли говорили еще со времен реформы Анатолия Чубайса. Проект поправок к закону «О теплоснабжении», опубликованный в канун Нового года, предполагает постепенный переход от регулируемых тарифов на тепло к экономически обоснованным так называемым индикативным ценам. По мнению ведомства, это должно способствовать приход инвесторов в недофинансированную отрасль.
Проект поправок к закону «О теплоснабжении» предусматривает постепенную (начиная с 2016 года) либерализацию цен на тепло — переход от регулируемых тарифов, устанавливаемых региональными энергетическими комиссиями (РЭК), к свободным долгосрочным договорам теплоснабжающих организаций и единого поставщика тепла. Услуги теплоснабжающих организаций должны быть не дороже так называемой индикативной цены: она рассчитывается как минимальная стоимость производства и поставки тепловой энергии «с использованием наилучших доступных технологий».
Законопроект нацелен на создание экономических стимулов для привлечения инвесторов в теплоснабжение и проведения модернизации отрасли при справедливой цене на тепловую энергию для конечных потребителей, следует из пояснительной записки к проекту Минэнерго. Принять все необходимые изменения в законодательство планируется к концу 2014 года.
Новые правила приведут к существенному разовому росту тарифов на тепло для населения в большинстве регионов, следует из презентации Минэнерго РФ. Средний рост составит 26%, в отдельных случаях цена может вырасти значительнее — на 75–104%. Снижение тарифов ожидается в трех регионах, в Москве стоимость не изменится.
При этом у властей регионов останется возможность сохранить действующую систему регулирования цен на тепло. Правительство может признать зону регулируемой в трех случаях: если продажа электрической мощности от комбинированной выработки (ТЭЦ, производящие одновременно и электроэнергию, и тепло) осуществляется по регулируемым тарифам (это в основном регионы Дальнего Востока и севера России), если теплоснабжающие организации получают госсубсидии или если более 15% в тарифах на тепло приходится на возврат инвестиций в модернизацию.
Устанавливать индикативные цены будет Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Служба также определит сроки перехода на индикативные цены для региона, если он сам до 1 июля 2014 года этого не сделал. В свою очередь, единая теплоснабжающая организация (ЕТО) станет единым поставщиком тепловой энергии, ответственным за надежное и качественное теплоснабжение и горячее водоснабжение перед конечным потребителем. Она закупает тепло по долгосрочным свободным договорам (не менее года) у производителей тепла и теплосетевых организаций и не имеет права отказать потребителю тепловой энергии в своей зоне в заключении договора о теплоснабжении.
ЕТО займется и распределением необходимых объемов производства между источниками тепловой энергии. Организация сможет самостоятельно принимать решение о выводе объектов теплоснабжения из эксплуатации на срок не более трех лет с обязательной компенсацией собственнику возникающих убытков (раньше аналогичные решения принимала правительственная комиссия по электроэнергетике по предписанию региональных органов власти). В перспективе ЕТО сможет менять схему теплоснабжения в своей зоне.
После перехода к новой модели в тариф на тепло больше не будет включаться плата за резервируемую тепловую мощность и за подключение к системам теплоснабжения. Кроме того, перестанет регулироваться цена на пар, чего давно добивались крупные генерирующие компании и промышленность. Но цены на услуги горячего водоснабжения по-прежнему будут рассчитываться по формуле ФСТ. Поправки ужесточают и ответственность потребителей тепла: небольших потребителей тепла (менее 0,2 Гкал/ч) обяжут устанавливать приборы учета.
Эксперты согласны с чиновниками: электроэнергетика недоинвестирована, но возложить весь груз на население не только экономически и социально, но и политически неправильно. При этом, проблема у поставщиков тепла не только и не столько с размером тарифов, но и с дисциплиной потребителей, которые зачастую просто отказываются платить.
В течение 2013 года произошло существенное сокращение инвестпрограммы Газпрома, причем данная тенденция обозначена и на 2014–2015 гг, — отмечает Георгий Остапкович из НИУ ВШЭ. Одна из основных причин сокращения инвестиций в газификацию, по его словам, «крайне низкая платежная дисциплина регионов-потребителей, а также замещение инвестиционных расходов текущими издержками на поддержание производства». Эксперты опасаются, что либерализация приведет к тому, что все российские энергетические компании начнут закладывать в договоры риски возмещения непредвиденных убытков своих контрагентов, что ничего, кроме роста цены на электроэнергию, не даст.
«То, что для инвесторов может быть привлекательным и интересным, для населения таким точно не будет — не факт, что параллельно с повышением стоимости услуг пропорционально вырастет и качество предоставляемой услуги, — отмечает старший аналитик компании Альпари Анна Бодрова. — Рост тарифов для населения может быть очень масштабным — пока еще неясно, насколько, но хорошего тут точно будет мало, особенно для незащищенных слоев населения. Рост таких тарифов потянет за собой рост цен и в рознице и ритейле, что позитивно скажется на инфляции, но отрицательно — на качестве жизни россиян. В среднем, рост тарифов на теплоснабжение может составить по стране порядка 30–45%». Ухудшение экономического положения граждан приведет к социальному и политическому недовольству, — предупреждают эксперты.
Сергей Сиваев из Института экономики города также считает идею с либерализацией цен на тепло «небесспорной». «Действительно в Северной Европе сложилась практика, когда тарифы в централизованном теплоснабжении не регулируются, а определяются исходя из неких альтернативных технологий. Идея имеет право на обсуждение, но для этого альтернативы должны существовать, хотя бы виртуально. У нас их пока нет. Сама по себе идея неплохая, но с точки зрения реализации до практики еще достаточно далеко — то есть это не сегодня и не завтра. Это нужно обсуждать, говорить, как это сделать», — пояснил эксперт.
По его словам, не все европейские страны пошли по такому пути формирования цен на тепло. Например, в Дании, где высокий уровень централизации теплоснабжения, регулирование тарифов аналогично нашему. «Договорные цены не везде работают. Тут есть плюсы и минусы», — считает Сиваев.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов не разделяет уверенности чиновников Минэнерго в однозначной прямой связи роста тарифов и инвестиционной привлекательности энергетической отрасли. «Вопрос цен, конечно же, важен для инвесторов, но есть множество других факторов, которые для них имеют ничуть не меньшее значение. В частности, речь идёт о прозрачности регулирования отрасли, вопросах защиты инвестиций, возможности жёстко действовать в отношении неплательщиков и в ряде других. И так как не все эти вопросы решены в полном объёме, то ждать, что просто переход к свободному ценообразованию в сфере теплоснабжения, да к тому же значительно растянутый по времени, вряд ли вызовёт значительный приток инвестиций в этот сегмент ЖКХ. К тому же не стоит забывать о значительной степени износа теплоснабжающего оборудования и тепловых сетей в стране, что также снижает привлекательность инвестиций в этот сегмент», — поясняет Баранов. По его мнению, возможным последствием таких ценовых изменений может стать строительство крупными потребителями собственных теплоснабжающих объектов и собственных тепловых сетей, для того, чтобы снизить свои расходы и повысить энергоэффективность, улучшить энергосбережение.
Показателен пример стоимости подключения газа ,что отдан на самоопределение регионам...\когда при стоимости подключения в 15 тыр заказчик-бедолага в своей безисходности платит от 60 до 700 тыр\...
Кроме того бюдж. деньги в ..% разворовываются, а за развитие тэнергетики ЕЩЕ один побор, да НЕРЕГУЛИРУЕМЫЙ....????????????????????
Недофинансирование ,видимо, заключается в том, что НЕ ВСЕ МИЛЛИОНЕРЫ ИЗ ЭНЕРГЕТИКОВ стали МИЛЛИАРДЕРАМИ.....