Власти Москвы окончательно определились с местом размещения инновационной дороги «Роснано», рассказал глава департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Комиссаров. Ее построят на северо-востоке Москвы в поселке Северный — возле строящегося технопарка МФТИ. Новую дорогу из асфальтобетона с наночастицами, оснащенную светящейся разметкой и шумовыми полосами, планируется открыть к октябрю 2015 года.
Технопарк разместится севернее 82-го км МКАД — между Долгопрудненским шоссе и железнодорожной веткой. Тендер на строительство дороги уже объявлен. В проектной документации говорится, что инновационная дорога будет представлять собой съезд с Долгопрудненского шоссе длиной 655 метров и шириной 15 — 18,5 метров. На реализацию проекта будет потрачено примерно 192 млн рублей.
При строительстве инновационной дороги планируется применить асфальтобетон с «коллоидно-нанодисперсным и полимерным компонентами», чтобы дорожное полотно медленнее изнашивалось от воздействия автомобильных шин. Специальные «стабилизирующие» добавки должны увеличить срок службы асфальта минимум в три раза и препятствовать образованию трещин во время морозов. Доцент кафедры дорожных материалов МАДИ Юрий Васильев пояснил, что нанодисперсные компоненты – это частицы наноразмеров, которые добавляются в асфальтобетон, чтобы, например, повысить его теплоустойчивость. «О массовом использовании нано-асфальтобетона я не слышал», — сказал Васильев. Что касается «стабилизирующих» добавок, они применяются в разных регионах уже давно. Эксперт усомнился, что они могут увеличить срок службы покрытия в три раза.
Дорожную разметку хотят не рисовать, а «клеить» с помощью полимерных лент. Это должно сделать ее более долговечной и стойкой к воздействию автомобильных шин. Также может использоваться технология «холодного» пластика.
На тротуарах выложат полимерпесчаную плитку. Она прочнее бетона, не подвержена воздействию реагентов и может быть разноцветной, отмечается в проектной документации. Чтобы дорожное полотно было ровным и водонепроницаемым, планируется использовать «виброуплотняемые смеси» и защитный слой из минералов базальтовых пород. Все это должно сделать движение на дороге более безопасным. Вместо гравия планируется применять газофибробетон, который должен уменьшить толщину дорожного покрытия. Газофибробетон – пористый материал, который используется как теплоизоляционная прослойка.
Полимерпесчаная плитка, по словам эксперта, более стойкая к морозам и воде.
Инновационную дорогу предполагается приспособить для маломобильных групп населения: нанести тактильные указатели, оборудовать переходы пандусами и лифтами, организовать звуковое дублирование светофорных сигналов и табло отсчета.
На инновационной дороге также протестируют светодиодную разметку, нанесут шумовые полосы, поставят видеофонари, оснащенные камерами и «тревожными кнопками». На «зебрах» также могут установить лазерные 3D-голограммы, чтобы заставлять автомобилистов тормозить перед «зебрами». Скорость тех, кто не успеет затормозить, рассчитают камеры, и передадут информацию на табло возле светофоров, которые будут подавать тревожные сигналы пешеходам. В «Роснано» также предлагали использовать при строительстве дороги измельченные автомобильные покрышки, оборудовать шлагбаумы на парковках RFID-метками, а пандусы в переходах сделать с электроподогревом.
Изначально инновационную дорогу хотели построить в центре Москвы — на Пятницкой улице, затем — на Краснодонской в Юго-Восточном округе. В итоге проект был перенесен в поселок Северный. В ОАО «Роснано» не смогли прокомментировать окончательный выбор площадки.
Между тем замруководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков считает технопарк в поселке Северный оптимальным местом для реализации проекта.
По словам эксперта, нормативы и практика дорожного строительства в России устарели от западных аналогов на десятилетия. Развитие идет очень медленно, поэтому инновации необходимы.
Что касается стоимости строительства, то она зависит от многих факторов, в частности — от цены переноса коммуникаций.