Япония готовит «щедрый подарок» для автопроизводителей, который должен стимулировать развитие водородного автомобильного транспорта на топливных элементах. Суммарная государственная поддержка в течении ближайших нескольких лет может превысить $400 млн.
Для конечных потребителей субсидия будет означать снижение цены на 2 млн. иен ($19 700). Они будут платить за седан на топливных элементах, который Toyota планирует начать продавать в марте 2015 года по цене около 7 млн. иен всего 5 млн.
Детали плана всё ещё прорабатываются, но уже понятно, что объявленные премьер-министром Синдзо Абэ существенные скидки станут крупнейшим мероприятием государственной поддержки водородных транспортных средств.
Ожидается, что снижение цены сделает доступным водородные электромобили для операторов такси и других компаний, располагающих крупными парками легковых автомобилей.
Кроме того, правительство рассчитывает, что к марту 2015 года, когда первый водородный электромобиль на топливных элементах поступит в открытую продажу, в стране будет построено 100 водородных заправочных станций. Эксперты назвали намерение правительства шагом, который «посеет семена будущего роста».
Транспорт, который приводится в движение электричеством, выработанным водородными топливными элементами, тестируется с 1960-х годов. Ввиду того, что водородные автомобили выделяют лишь воду и тепло, они являются идеальной экологически чистой альтернативой двигателям внутреннего сгорания.
Внедрение нового транспорта призвано также помочь Японии перейти к водородной энергетике, чтобы снизить зависимость от импорта ископаемого топлива.
В настоящее время большинство водорода, производимого в стране, получают из ископаемого топлива, но правительство планирует внедрить безуглеродное производство к 2040 году.
Широкому использованию водородных автомобилей мешают две проблемы, их высокая стоимость и отсутствие заправочных станций. Правительство Абэ предпринимает меры для преодоления барьеров, что позволит «застолбить» для своих производителей новый сектор рынка и получить преимущества над конкурентами из США и Европы.
Прогнозные продажи водородных электромобилей на первое время после появления их на рынке варьируются от нескольких сотен до 10 000 единиц в год. Таким образом, скидка в размере до $20 000 обойдётся налогоплательщикам в сумму, достигающую $200 млн.
Чтобы обеспечить постройку 100 водородных АЗС к марту 2015 года, правящая партия предлагает выделять субсидии до $2 млн. на каждую станцию стоимостью $4–5 млн. Это означает выделение из бюджета ещё $200 млн.
От формируемой цепочки поставок водорода конечным потребителям рынок ожидает высокой прибыли. Так, стоимость акций компании Iwatani Corp, которая недавно открыла первую в Японии коммерческую водородную заправку и намерена построить в общей сложности 20 аналогичных АЗС, подскочили в этом году на 50%.
Кроме Toyota продажи водородных транспортных средств на топливных элементах в 2015 году планирует начать Honda. Над технологией в мире работают также GM, Ford и Hyundai, но эти производители пока не озвучили свои планы продаж в Японии.
Таким образом, субсидии достанутся исключительно японским производителям Toyota и Honda.