1. Какие изменения произошли за последние 5 лет на рынке фотовольтаических панелей?
При ответе на этот вопрос следовало бы разделить изменения, произошедшие на рынке солнечных панелей в мире и в России.
В мире происходил ежегодный прирост количества производимых и устанавливаемых фотовольтаических панелей, в результате чего общий объем ежегодного производства составил более 40 ГВт. Одновременно произошла окончательная победа китайских производителей панелей из кристаллических солнечных элементов над всеми остальными производителями. Китай сегодня производит около 70% всех фотовольтаических панелей в мире.
Европа потеряла свое первенство в количестве устанавливаемых ежегодно солнечных электростанций, произошло резкое увеличение установок в США, Китае, странах Южной и Юго-Восточной Азии. Началось строительство таких электростанций в Латинской Америке.
Практически прекратилось развитие производства тонкопленочных фотовольтаических панелей, однако уже укрепившиеся на рынке производители панелей на CdTe и CIGS сохранили свои объемы производства правда за счет потери существенной доли прибыли.
Произошел новый технологический прорыв в области кремниевых кристаллических фотовольтаических панелей, который позволил снизить себестоимость производства ниже 0,65 $/Вт. Это и внедрение новых процессов резки кремниевых слитков и повышение кпд солнечных элементов выше 21% за счет новой технологии PERC.
При этом обозначились и новые проблемы по взаимодействию возобновляемой энергетики с традиционной, обусловленные не постоянством генерации энергии такими источниками. При благоприятных внешних условиях начинается избыточная генерация, которая отрицательно сказывается на балансе энергии в сети.
Пока возобновляемых источников генерации было мало — проблема не возникала, но когда объем выработки стал достигать в пиковые периоды чуть ли не 40% от всего производства электроэнергии, как это случалось в Германии, то производители традиционной энергии начали терпеть финансовые убытки и решать технические проблемы в сетях.
Поэтому в странах с большой долей выработки электроэнергии от возобновляемых источников начал набирать силу процесс переноса акцентов с поставки солнечной электроэнергии непосредственно в сеть в сторону первичного потребления такой энергии непосредственного в месте производства и накоплением избыточной электроэнергии в аккумуляторных блоках. По всей вероятности этот процесс будет развиваться и далее.
Как всегда у России свой особенный взгляд на мировой прогресс. С одной стороны за последние 5 лет Россия наконец-то присоединилась ко всему остальному миру с точки зрения широкого использования солнечной энергии для производства электрической энергии. Этому в немалой степени способствовало принятие постановления Правительства РФ № 449 от 28 мая 2013 г.
В стране появилась достаточно серьезная компания по производству фотовольтаических панелей — ООО «Хевел» (совместное предприятие Ренова и Роснано). Было установлено и запущено в эксплуатацию несколько солнечных электростанций мощностью от 5 до 25 МВт каждая, получен бесценный опыт таких установок и взаимодействия с энергетическим рынком.
РАО ЕС Востока разработало и начало претворять в жизнь обширную программу по внедрению солнечной энергетики в удаленных районах Дальнего Востока, Якутии и других регионах восточной части страны. До 2014 года достаточно активно начали устанавливать небольшие солнечные электростанции муниципальные организации и частный сектор.
Однако несмотря на очевидные успехи применения данных программ по выработке электроэнергии говорить о том, что солнечная энергетика нашла свое место на территории Российской Федерации преждевременно.
Во-первых, программа по постановлению Правительства РФ № 449 от 28 мая 2013 г. ограничена по мощности и по времени реализации. Поэтому кроме 2–3 компаний вряд ли кто еще присоединится к ее реализации, поскольку программа предполагает локализацию всех этапов производства фотовольтаических панелей на территории Российской Федерации, а это длительный и дорогостоящий процесс и входить в него без определенной перспективы никто не будет.
Во-вторых, программа по постановлению Правительства РФ N 47 от 23 января 2015 г. так и не заработала, т. к. нет реальных механизмов ее реализации.
В-третьих, столкнувшись с некачественной установкой фотовольтаических систем из-за прихода на рынок некомпетентных монтажных организаций и, как следствие, быстрым отказом таких систем многие муниципальные организации отказались от применения фотовольтаических систем в уличном освещении, дорожных знаках и других городских службах.
2. Кто сегодня основной покупатель, как он к вам приходит, что покупает?
Поскольку наша компания практически ушла с рынка массовой продукции из-за не возможности конкурировать со сверх массовым производством солнечных батарей в Китае, акцент сместился в сторону не стандартных солнечных батарей с особыми свойствами и стандартных солнечных батарей для потребителей, которых в первую очередь интересует надежность и качество. В связи с этим изменился и тип покупателей нашей продукции.
В основном это компании которым нужна разработка и изготовление специализированных солнечных батарей с особыми свойствами, с максимальной отдачей с единицы площади, работающих при очень низкой освещенности и при экстремально низких температурах. Причем это не только отечественные покупатели.
Чаще всего покупатели находят нас либо через Интернет, либо через связи с людьми, знакомыми с нашим коллективом и нашими разработками. Все-таки 25-летний опыт присутствия на рынке создал для нашей компании определенный имидж.
3. Какие меры господдержки существуют и на какие вы рассчитываете в будущем?
Если не считать господдержки для солнечных электростанций с мощностью свыше 5 МВт по Постановлению Правительства № от , доступ к которой имеют лишь несколько крупных компаний, выигравших конкурс, то никакой другой господдержки не существует.
Более того, многие регламентирующие акты препятствуют подключению малых генерирующих станций в локальную электрическую сеть частными инвесторами, что сильно тормозит развитие этого направления. Сейчас силами Ассоциации Производителей Солнечной Энергетики продвигается предложение по облегчению подключения к сети малых солнечных электростанций мощностью до 25 кВт. Однако это долгая и сложная работа.
Конечно, следует отдать должное нашему Правительству. При принятии постановлений о развитии возобновляемой энергетики одним из непременных условий было поставлено условие локализации производства на всех его этапах. При этом ключевым должно было стать производство самих солнечных элементов.
Пока что это реализует только компания «Хевел», при этом выбрав наиболее перспективный вариант высокоэффективных кремниевых солнечных элементов. Но предполагаемые к выпуску фотовольтаические батареи в основном предназначены для крупных солнечных электростанций.
А что делать с мелкими автономными? На них никакие меры поддержки не распространяются. Вот и получается, что на этой части рынка (а она составляет не менее 1/3 от общего объема) превалируют дешевые и не всегда качественные продукты китайской промышленности.
Чтобы защитить свой рынок и своего потребителя правительства США и стран ЕС ввели заградительные пошлины на большую часть китайского импорта фотовольтаической продукции, обвинив компании из Китая в демпинге и господдержке. К сожалению, этот путь для Российской Федерации не приемлем.
Более того, установление таможенных пошлин теперь находится в прерогативе Таможенного Союза, а далеко не все страны ЕАЭС готовы ограничивать китайские фотовольтаические батареи.
Тогда есть другой путь — введение квот на импорт или прием в эксплуатацию для подключаемых к сети только тех солнечных электростанций, в которых фотовольтаические батареи произведены в России. Это могло бы дать дополнительный импульс не только производству, но и научно-техническим разработкам в этой важной области.
Аналогичные меры могут быть и для муниципальных заказов, проходящих по конкурсам. А дальше дело за активными компаниями-производителями. Поверьте, конкуренция быстро все расставит по местам и выживут только те, кто предложит лучшее качество за меньшие деньги.
4. Как развивается российское производство малых батарей, панелей?
С малыми стандартными батареями ситуация еще хуже, чем с большими. Дело в том, что китайские компании делают малые батареи вообще из отходов от больших батарей. В результате цена получается настолько низкой, что не позволяет работать на этом рынке российским и европейским производителям.
Единственное, что еще как-то позволяет существовать в этом сегменте рынка, это малый спрос со стороны потребителей и соответственно отсутствие выгоды у импортирующих компаний закупать впрок, а сроки доставки из Китая достаточно значительные.
Другим обнадеживающим фактором является то, что сейчас большинство малых батарей (до 100 Вт), как правило, являются частью общей конструкции некоего устройства и должны соответствовать его функциональному назначению и дизайну. А здесь удаленные китайские поставщики — не помощники.
Возникают и другие интересные потребности, как то беспроводная передача энергии для питания различных датчиков в сложных технических устройствах. Пока еще этот рынок мал, но очень перспективен. Для этой цели в нашей компании были разработаны минимодули с уникальными техническими характеристиками. Мы надеемся, что вскоре можем занять на этом возникающем рынке свою нишу.
Достаточно хорошо развивается производство отечественных гибких батарей на основе кристаллических кремниевых солнечных элементов (Российская запантенованная разработка). В таких батареях элементы размещаются не под стеклом а между пленками. Это придает им определенную гибкость, что позволяет изогнуть при необходимости солнечную батарею по дуге.
Конечно, срок службы таких батарей несколько ниже, но они в 3–4 раза легче и могут применяться на непрочных и закругленных крышах зданий и автомобилей, быть полупрозрачными для использования на поверхности теплиц.
Применение таких батарей в виде складных модулей резко уменьшает габариты и позволяет переносить или перевозить их в обычных сумках или рюкзаках и использовать для зарядки устройств в полевых условиях.