Какие изменения произошли за последние 5 лет на рынке малой альтернативной энергетики в России?
За 7 лет с момента прошлого интервью порталу cleandex изменения не существенные, но есть. Принципиально состояние возобновляемой энергетики России не изменилось. По-прежнему, мы отстаем как в разработке, так и во внедрении технологий ВИЭ по сравнению со многими странами — развитыми и развивающимися.
В Европе программы поддержки ВИЭ постепенно снизили стоимость оборудования и, в конечном итоге и стоимость вырабатываемой ВИЭ электроэнергии. Feed-in тарифы почти во всех странах, где они были введены, на настоящий момент стали меньше, чем розничная цена электроэнергии. Напомню, в самом начале этих программ за электроэнергию, произведенную от солнечных батарей платили в 5 раз дороже, чем розничная цена. Эти программы привели к взрывному росту производства солнечных батарей и кратному снижению их стоимости. Поэтому сейчас стоит задача эффективного сохранения произведенной солнечными батареями и ветроустановками электроэнергии для того, чтобы потребить ее в пиковые часы или часы отсутствия солнца/ветра и, тем самым, снизить потребление от сети.
Отдавать в сеть излишки солнечной электроэнергии становится невыгодно. В настоящее время эффективность солнечных батарей по сравнению с 2010 годом увеличилась на несколько процентов. В среднем, каждый год КПД солнечных модулей увеличивается на 2–3% (не абсолютный КПД, а относительный, т. е. например, если мощность модуля в том же размере изменилась за год с 240 до 250Вт, то КПД из увеличился на примерно 4%). Абсолютный КПД солнечных панелей за последние 10 лет увеличился с примерно 13% до 16–17%.
В России изменения тоже есть, но они не однозначные. Кризис и связанное с ним падение курса рубля накладывает свой отпечаток на процессы развития ВИЭ в России. По-прежнему, солнечные панели в основном импортируются, причем подавляющее их количество теперь поступает из Китая (лет 5 назад работали несколько заводов по производству и сборке солнечных панелей в России, также был импорт из стран Европы). С 2010 года закрылись производства солнечных панелей в Краснодаре («Солнечный ветер»), Рязани (на заводе «Красное Знамя») и Москве («Квант»), работает сборка панелей в Зеленограде (Телеком-СТВ), но цена этих панелей существенно выше цены на китайские панели при аналогичном качестве.
С другой стороны, наконец-то запущен завод по производству тонкопленочных солнечных модулей Хевел. Однако, он не может оказать существенное влияние на рынок солнечных батарей в России, т. к. тонкопленочные модули в настоящее время не являются конкурентными для кристаллических. Во всем мире производства тонкопленочных модулей из аморфного кремния закрываются, а у нас в стране оно в конце-концов открылось. Хевел, скорее всего, понимает, что производит не совсем то, что нужно рынку в настоящее время, поэтому заявил о скором запуске в производство гибридных модулей. Но когда реально это произойдет, никто не знает. Если вы помните, сроки запуска завода Хевел переносились несколько раз, никто не застрахован от того, что так же не получится и в этот раз.
Снижение курса рубля дало толчок для производства силовой электроники для возобновляемой энергетики. Если в 2010 году я говорил о том, что в России не производятся солнечные контроллеры и предназначенные для работы с ВИЭ инверторы, то на настоящий момент ситуация изменилась. Несколько производителей делают солнечные контроллеры собственных, российских разработок. Появились инверторы, которые могут питать нагрузку одновременно и от сети, и от возобновляемого источника, при этом давать приоритет ВИЭ. Некоторые модели по набору функций не уступают мировым лидерам, хотя по надежности и качеству нам есть еще куда расти. Но главное, процесс идет, и в нужном направлении.
Стали конкурентными и аккумуляторы, произведенные в России. Не все так гладко, к сожалению, с производством литиевых аккумуляторов, но они все-таки стали производиться в России.
В последние годы реализовано много коммерческих проектов по установке солнечных батарей. В основном, это солнечные фонари на дорогах, питание дорожных знаков, солнечные фонари в парках и детских площадках. Развивается также применение солнечных батарей для питания удаленных производственных объектов. К сожалению, многие эти проекты выполнены с ошибками — как в проектировании, так и в установке. Я часто вижу солнечные батареи, которые установлены в тени деревьев и домов, ориентированы с большим отклонением от южного направления.
К нам также обращаются за помощью эксплуатирующие эти объекты организации, и при анализе этих электростанций на солнечных батареях мы часто выявляем ошибки в подборе оборудования. Все это, конечно, вредит популяризации экологически чистых источников энергии, т. к. многие из них не вышли на расчетные показатели — как технические, так и экономические.
Кто сегодня основной покупатель, как он к вам приходит, что покупает?
Основной покупатель тот же — это владельцы загородных домов, дачники, туристы, и т. п. Типичный покупатель — продвинутый в техническом отношении человек, который задумывается о будущем, о росте цен на энергоносители. Конечно, остались автономные системы электроснабжения, по-прежнему в удаленных районах дешевле использовать системы с солнечными батареями и малыми ветроустановками, а не жидкотопливные генераторы. Прокладка линий электропередачи к таким объектам обычно экономически не оправдана или вообще технически невозможна.
Можно сказать, что увеличилась доля систем в домах, которые подключены к централизованному электроснабжению. Параллельно с сетью такие системы работают редко, т. к. до сих пор не проработаны механизмы и стандарты подключения электрогенерирующих мощностей на ВИЭ к сетям. Но как дополнительный источник энергии солнечные батареи используются все чаще. Конечно, сильно не хватает возможности подключать солнечные батареи к сетям для параллельно работы.
Во всем мире именно решение вопроса к подключению к сетям приводило к взрывному росту применения ВИЭ. У нас же не только нет порядка подключения солнечных батарей к сетям, но и еще и наши счетчики (подавляющее их большинство) плюсуют отданные в сеть излишки энергии о солнечных батарей к потреблению, т. е. за отданную в сеть электроэнергию владелец солнечных батарей должен будет еще и заплатить по розничной цене. Поэтому сейчас в таких случаях или используются специальные устройства, запрещающие отдачу излишков в сеть, или специальные инверторы, которые снижают генерацию энергии от солнечных батарей, если она полностью не потребляется на месте.
Организации покупают оборудование у нас для реализации различных проектов по электроснабжению питания удаленных потребителей (фонари, дорожные знаки, коммуникационное оборудование, сигнализация, и проч.).
Какие меры господдержки существуют и на какие вы рассчитываете в будущем?
В настоящее время малая энергетика не имеет государственной поддержки. С 2013 года введена программа поддержки ВИЭ, но она ограничена соединенными с сетью электростанциями на ВИЭ мощностью от 5 до 25 мегаватт. Для чего был введен такой высокий нижний лимит — не понятно. У меня есть предположение, что это ограничение было пролоббировано крупными компаниями, для того, чтобы снизить конкуренцию в части получения мер поддержки.
Кстати, меры поддержки также претерпели изменения. Если в 2007 году предполагалось, что генераторы электроэнергии и от ВИЭ будут получать надбавку к стоимости кВт*ч, т. е. на произведенную энергию, то в итоге приняты меры поддержки, подразумевающие плату за установленную мощность. Я считаю, что это менее прозрачный механизм, однако именно он принят в России. Вполне возможно, что это было сделано для того, чтобы совместить меры поддержки с существующими механизмами тарификации электроэнергии на оптовом рынке России.
Для того, чтобы солнечные батареи и другие ВИЭ широко применялись с России, необходимо принятие мер, обеспечивающих бесплатное присоединение всех, даже маломощных, систем. И не только юридических лиц, но и физических. На начальном этапе можно даже не учитывать излишки, отданные в сеть — просто избавить людей от необходимости платить за отданную в сеть электроэнергию.
Конечно, идеальным вариантом было бы введение системы взаимозачетов по отданной и потребленной энергии (как это сделано, например в США). В таком случае сети бы использовались как большой аккумулятор. Это бы позволило существенно изменить в лучшую сторону экономическую эффективность электростанций на ВИЭ.
Как развивается российское производство малых батарей, ветряков?
Я уже упоминал о ситуации с производством солнечных батарей в России выше. К сожалению, в последние годы свернуты все производства кремния для солнечных батарей, не производятся солнечные элементы. Исключение — завод Хевел, но на нем, я считаю, была изначально внедрена устаревшая технология. Даже на солнечных электростанциях, строящихся в рамках программы развития ВИЭ и которые имеют поддержку (те самые СЭС мощностью от 5 МВт и выше) применяются кристаллические солнечные модули зарубежного, в основном китайского, производства.
Ветроустановки в России серийно не производятся, по крайней мере я об этом не знаю. Те небольшие производства, которые были и, может быть, существуют и сейчас, не заметны на российском рынке ветроустановок, в основном это единичные экземпляры для специальных проектов. Сектор ветроустановок для частных потребителей не выдержал конкуренциии с китайскими производителями. Да и, по большому счету, в России не так много мест, где можно эффективно использовать ветроустановки. Гораздо шире география для солнечных батарей и солнечных коллекторов.
Кстати, по солнечным коллекторам для производства тепла. Здесь ситуация более стабильная. Как и прежде, есть несколько производителей плоских солнечных коллекторов в России, и они имеют своего потребителя. В основном СК используются для получения горячей воды. В некоторых случаях солнечное тепло используется и для частичного отопления, но в этом случае требуется применение вакуумных солнечных коллекторов, которые в основном импортируются из Китая.
...
ООО «Просолар» поставляет оборудование для автономного и резервного электроснабжения загородных домов и производственных объектов, при этом упор делается на экологически чистые возобновляемые источники энергии.
15 лет мы поставляем только качественные фотоэлектрические солнечные батареи, ветроустановки, аккумуляторы, силовую электронику — инверторы, контроллеры заряда, зарядные устройства и т. п. Просолар — прямой импортер оборудования, часть из которого поставляется под собственной торговой маркой Prosolar. Мы являемся дистрибьюторами таких компаний, как Studer Innotec (Швейцария, инверторы), EPSolar и SRNE (Китай, солнечные контроллеры), VoltronicPower (Тайвань, инверторы и солнечные контроллеры), Ritar Power (Китай, аккумуляторы для систем электроснабжения), SunForce (Канада, ветроустановки) и др. Все оборудование имеет высокую надежность по справедливой цене. Выгодные условия работы с партнерами в России.