Какие изменения произошли за последние 5 лет на рынке малой альтернативной энергетики в России?
По моему мнению за последние пять лет на этом рынке произошло два изменения: сначала спрос возрос, примерно до 2013 года, а потом сильно просел. Несмотря на то, что стоимость оборудования значительно уменьшилась.
Я вижу три причины: практически выбран платёжеспособный спрос, некое отрезвление и понимание, что чудес не бывает и для решения серьёзных проблем нужны серьёзные деньги и, конечно, девальвация рубля. В связи с тем, что в России для солнечной энергетики ничего практически не производится, наша отрасль сильно зависит от курса валюты.
Кто сегодня основной покупатель, как он к вам приходит, что покупает?
Основным покупателем перестал быть дачник, кто хотел и мог уже купил оборудование, остальным стало не по карману и люди приспосабливаются кто как может. Старые клиенты докупают иногда комплектующие, часто покупают аккумуляторы, т. к. срок службы старым уже подходит к концу. Солнечные модули и электроника, которые мы применяем, не требуют обслуживания и ремонта. Те же кто покупал китайское оборудование или отечественные поделки мучаются и периодически меняют их.
Основной источник покупателей — интернет и «народная молва», старые клиенты тоже не забывают и иногда обращаются по новым проектам. К сожалению, сейчас появилось очень много интернет-магазинов, которые предлагают оборудование, часто по демпинговым ценам, без соответствующего инженерного обеспечения. Такой подход вызывает у клиентов разочарование, т. к. в стремлении продать торговцы совсем забывают, что это оборудование должно решать задачу электроснабжения.
Какие меры господдержки существуют и на какие вы рассчитываете в будущем?
Я бы сказал так мер господдержки практически не существует, за исключением 449 постановления правительства от 28.05.2013 г. Которое направлено на стимулирование строительства больших солнечных электростанций и требованиями по локализации производства, которые в настоящее время выполнить практически невозможно. К тому же этот сегмент практически монополизирован компаниями близкими к правительству. Как им удаётся выполнять требования по локализации производства, указанные в приложениях к этому постановлению, можно только гадать.
Что касается малой альтернативной энергетики — тут вообще пусто. Хотя одна мера не требует ни капвложений ни больших административных усилий: например одно только разрешение для владельцев лицевых счетов поставлять энергию в сеть и, хотя бы зачёт произведённой энергии в счёт потребляемой, оказало бы гигантское стимулирующее влияние на развитие малой солнечной энергетики и заодно радикально улучшило бы состояние энергосетей России.
Как развивается российское производство малых батарей?
Можно ответить коротко — никак. В России отсутствует производство кремния необходимого качества с 2001 года. Отсутствует производство пластин и фотоэлементов для солнечных модулей, отсутствует производство специального стекла с пониженным содержанием железа, отсутствует производство ламинирующих материалов, отсутствует производство специальных проводов с безгалогеновой изоляцией, отсутствует производство силовой электроники — инверторов и контроллеров, отсутствует производство аккумуляторов нужного типа. Те небольшие и/или опытные производства, которые всё-таки имеются не имеют большого рынка и не оказывают особого влияния на ситуацию.
В индустрию нужны капиталовложения в районе 2–3 млрд. $. Которые даже не просматриваются ни в бюджете ни от частных инвесторов. Хотя деньги можно найти, например инвестиционную часть тарифа у энергосбытовых компаний, на эти деньги вполне можно строить солнечные электростанции в виде резервных мощностей. Тем более, что стоимость солнечных электростанций уже меньше тепловых, а эксплуатационные затраты стремятся к 0. Но, видимо, это никому не интересно. Поэтому так и будет «развиваться» солнечная энергетика и большая и малая — ни шатко ни валко. К моему глубокому сожалению.
...
Благодарим Павла за экспертную оценку о текущей ситуации на рынке малой альтернативной энергетики в России.