В последние годы страны мира все активнее используют возобновляемые источники энергии (ВИЭ) вместо традиционных углеводородов. Солнце и ветер экологически безвредны и не расходуются в процессе использования. По оценкам экспертов, в ближайшие 20 лет ВИЭ будут самым быстрорастущим сегментом мировой энергетики. Специалисты прогнозируют, что к 2035 году их доля в мировом объеме электрогенерации существенно вырастет — примерно в полтора раза с нынешних 21%. В России сегодня 65% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 18,3% — десятью действующими атомными электростанциями, 15,9% — гидроэлектростанциями. Альтернативная энергетика в нашей стране развита слабо — на ее долю пока приходится менее 1%.
Какие причины толкают мир к переходу на ВИЭ, может ли альтернативная энергетика в ближайшие годы заменить традиционную и станет ли она когда-нибудь популярной в России — в материале ТАСС.
Мировой опыт
В 2015 году ВИЭ установили рекорд по приросту энергогенерации, увеличив ее на 147 ГВт, при этом почти половина была получена за счет установки ветряков, говорится в ежегодном докладе международной организации по поддержке возобновляемой энергетики REN21.
Более одной трети инвестиций в ВИЭ, которые оцениваются примерно в $329 млрд, вложил Китай, и таким образом развивающиеся страны впервые обогнали развитые по объему финансирования в этот сектор. Количество занятых в нем людей также выросло и достигло 8,1 млн. Авторы доклада объясняют такой рост тем, что на многих рынках стоимость ВИЭ стала сопоставима со стоимостью традиционных источников энергии.
Ведущая роль в развитии ВИЭ по-прежнему принадлежит правительствам стран. Так, по состоянию на начало 2016 года 173 государства поставили цели по развитию ВИЭ, а 146 стран проводили политику поддержки сектора.
В Европе лидером в области получения энергии из экологически чистых источников сегодня является Германия. Правительство ФРГ сделало ставку на ВИЭ после аварии на японской АЭС «Фукусима-1». Кабинет канцлера Ангелы Меркель тогда принял решение постепенно к 2022 году вывести из эксплуатации все 17 немецких атомных электростанций. Предполагалось также, что возобновляемая энергетика снизит зависимость страны от импорта энергоносителей и поможет бороться с монополиями в этом секторе экономики. Уже в 2014 году ветер, солнце, биомасса и вода обеспечили 26,2% всей произведенной в Германии электроэнергии, впервые обогнав по этому показателю традиционного для отрасли лидера — бурый уголь, на долю которого пришлось 25,4%. Некоторые эксперты считают, что к 2030 году страна может полностью перейти на ВИЭ, уйдя от всех ископаемых, а также ядерных источников получения энергии.
США, Канада и Мексика также намерены наращивать обороты в области «зеленой» энергетики — к 2025 году они планируют получать половину всей энергии в Северной Америке из возобновляемых источников. В настоящее время на их долю в Соединенных Штатах, Канаде и Мексике приходится в целом 37% энергетического производства.
В Ирландии в январе этого года был поставлен рекорд по выработке экологически чистой энергии. Местные ветрогенераторы за несколько часов работы произвели 2,8 тыс. МВт. Этого объема вполне хватило бы для снабжения электричеством 1,2 млн домовладений. Несмотря на то, что специалисты объяснили данный феномен исключительно благоприятным стечением обстоятельств — на остров пришел холодный атмосферный фронт, который и повлиял на существенное, но кратковременное усиление ветра — «зеленая» энергетика в стране будет развиваться. В правительстве республики поставили перед собой амбициозную задачу — в ближайшие пять лет вдвое увеличить количество ветрогенераторов. Ирландия начала использовать возобновляемые источники энергии одной из первых в Евросоюзе. С каждым годом в стране растет число коммерческих объектов подобного типа.
Использовать ВИЭ активнее стремится и Куба. Количество ясных дней в году здесь достигает 330, что делает остров идеальным местом для развития солнечной энергетики. По оценкам экспертов, в среднем Солнце посылает на каждый квадратный метр кубинской территории более 1,8 МВт в год. Местные власти планируют, что к 2030 году примерно четверть необходимой стране электроэнергии будет вырабатываться за счет «зеленых» источников. Сейчас возобновляемые источники энергии обеспечивают лишь 4% потребностей страны.
Саудовская Аравия также планирует увеличивать долю ВИЭ в энергообороте. В 2015 году страна представила новую стратегию, главной целью которой является снижение зависимости бюджета от нефтяных доходов. Так, государство планирует уже к 2023 году вырабатывать до 10 ГВт электроэнергии от ВИЭ. В 2015 году на них приходилось только 25 МВт.
Полгода солнце, полгода нет
В России в ближайшее время альтернативные источники энергии вряд ли заменят традиционные, причин тому несколько. Во-первых, возможностей солнечной и ветроэнергетики не хватит, чтобы полностью обеспечить потребности страны. Советник президента РФ и его представитель по вопросам климата Александр Бедрицкий, касаясь решения задачи снижения выбросов парниковых газов за счет перехода на возобновляемые источники энергии, отметил, что этого сделать нельзя — «тем более в таких северных странах, как Россия, где полгода на севере солнце есть, полгода его нет». «Естественно, в подобных условиях за счет гелиоэнергетики капитальные вопросы по обеспечению промышленности энергией не решишь», — сказал эксперт. То же самое, по его словам, касается ветроэнергетики. «Для индивидуального потребления и небольших производств она годится. Но ветроэнергетические ресурсы у нас в основном сосредоточены в районах побережья морей, сплошного покрытия территории ими нет. Во многих субъектах Федерации ветроэнергетика применяется, но, опять же, промышленное производство этим не обеспечишь», — пояснил Бедрицкий.
Во-вторых, как отмечают эксперты, говорить о завершении эпохи углеводородов сегодня рано: в ближайшие годы 80% необходимой энергии будет вырабатываться за счет ископаемых видов топлива.
«В условиях падения цен на нефть более чем в два раза многие заговорили о том, что эра углеводородов идет к закату, что надо уже сейчас полностью переориентироваться на альтернативные источники энергии. Думаю, реальных оснований для таких далеко идущих выводов пока нет. Во всяком случае, пока», — отмечал в этой связи президент России Владимир Путин. По его словам, «спрос на традиционные энергоресурсы поддерживается не только автомобилизацией и электрификацией таких огромных стран и экономик, как Китай, Индия, некоторых других государств, но и продолжающимся проникновением продукции нефте- и газохимии в самые разные сферы жизни человека, в промышленные процессы».
Кстати, несмотря на низкий уровень использования альтернативных источников энергии, российская структура топливно-энергетического баланса тем не менее является одной из самых «зеленых» в мире. Как заявил министр энергетики России Александр Новак, выступая на сессии Российского инвестиционного форума в Сочи, доля угля, одного из самых «грязных» источников энергии, занимает в РФ только около 15%, тогда как в США и ФРГ она составляет порядка 40%, в Китае — 70%, а в остальных странах — около 30%.
Деньги на ветер
Между тем, несмотря на огромные запасы нефти, газа и угля, РФ все-таки планирует увеличивать производство энергии на основе «зеленых» источников. До 2035 года ожидается рост доли возобновляемых источников электроэнергии, ветряной и солнечной, до 3%. Инвестиции в создание и развитие этого сектора составят $53 млрд до 2035 года. Для поддержки «зеленой» энергетики в России была принята программа, согласно которой сетевые компании обязаны покупать электроэнергию у поставщиков ВИЭ по регулируемым тарифам.
Реализация проектов в области ВИЭ в России имеет под собой серьезные экономические основания. «С развитием северных территорий и Дальнего Востока возобновляемая энергетика приобретает особое значение, — отмечает, в частности, замминистра энергетики РФ Алексей Текслер. — Во многих отдаленных регионах использование ВИЭ существенно экономит расходы на электроэнергию, так как не нужно завозить мазут и другие традиционные энергоносители. Уже сегодня эти решения показали свою экономическую эффективность и целесообразность».
«Важным стало использование альтернативной энергетики в Крыму, — добавил замминистра. — Именно за счет реализации таких решений в условиях дефицита электроэнергии удается получать дополнительно до 150 МВт».
По его словам, «в ближайшие 20 лет планируется в десять раз увеличить производство электрической энергии на основе возобновляемых источников электроэнергии».
«Если говорить не с точки зрения бизнеса, а с точки зрения страновой картинки, я считаю, что солнечная энергетика в России уже состоялась и дальше она шаг за шагом уже будет просто нарастать, нарастать и нарастать в объемах», — заявил, выступая в январе на Гайдаровском форуме, глава Роснано Анатолий Чубайс. Ветровая, по его словам, может стать реальностью в 2017 году. «Для меня 2017 год — это год развилки по ветру. Вижу очень серьезные предпосылки, которые могут привести к тому, что через год, на следующем Гайдаровском форуме, я смогу сказать, что ветер в России тоже состоялся», — заявил Чубайс.
В 2024 году, по ожиданиям главы Роснано, в России будет генерироваться 3,5 тыс. МВт ветровой энергии, 1,5 тыс. солнечной. «Это вполне серьезные вещи. Это реальность, измеряемая десятками миллиардов рублей, которые на наших глазах уже возникают», — сказал Чубайс. Ранее он сообщал, что Роснано планирует создать два консорциума с российскими и международными инвесторами для реализации проектов по строительству в России ветрогенерации. По его словам, Роснано планирует вложить более 10 млрд рублей в проекты по развитию ветроэнергетики в РФ.