Полученным клонам – от 4 до 30 лет и в России нет аналогов такого возраста и сортового разнообразия.
Коллекция представляет собой образцы 70 деревьев. Это миниатюрные растения березы, тополя, осины и ивы в пробирке. Они устойчивы к различным болезням и вредителям, обладают ценными декоративными качествами, способны давать здоровое потомство.
Многолетние испытания показали, что на всех этапах ‒ от высадки в почву и до получения древесины ‒ растение обладает всеми свойствами материнского дерева.
Полученные клоны позволяют сохранить экономически ценные и уникальные растения, получить качественный посадочный материал, создать лесные культуры целевого назначения, восстановить генофонд редких и/или исчезающих видов, что особенно актуально в связи с глобальным изменением климата и расширением зон лесных пожаров. Древесина таких растений может быть востребована целлюлозно-бумажными, деревообрабатывающими и мебельными предприятиями.
Технология выращивания посадочного материала in vitro, в стерильных условиях, заключается в получении жизнеспособного потомства от материнского дерева многократным черенкованием. К примеру, растение разрезают на несколько частей, каждую из которых пересаживают в специально подобранную питательную среду с минеральными и органическими соединениями, витаминами. После того, как растение укоренилось и подросло, берут его фрагмент и снова черенкуют. Процедура повторяется, пока не набирается нужное количество образцов. Затем они высаживаются в почву. Этот метод позволяет растению передать по наследству максимум ценных качеств. Миниатюрные растения – образцы взрослых деревьев ‒ хранятся в пробирке.
Воронежская коллекция начала формироваться в 1991 году одной из первых в России. Питательный состав, в котором находятся образцы, не содержит гормонов и позволяет годами сохранять без изменений генетическую и хозяйственную ценность клонов. Формула питательного состава – тоже уникальная разработка воронежских ученых.
В 2001 году в Семилукском лесопитомнике Воронежской области ученые создали плантацию осины из посадочного материала, размноженного in vitro. Полученные клоны сохраняют хозяйственно-ценные и генетические свойства взрослых деревьев. При этом особый интерес представляет триплоидный клон ‒ у него в клетках 3 набора хромосом, тогда как у большинства деревьев – 2. Он выделяется продуктивностью, характеризуется более качественной древесиной, не подвержен сердцевинной гнили. Это заболевание является серьезным и частым недостатком осины, выросшей в природных условиях.
Кроме того, в 1993 году, в том же Семилукском лесопитомнике, были успешно созданы опытные плантации карельской березы. Ценность дерева заключается в декоративной текстуре древесины, востребованной при производстве мебели. Декоративность при обычном, семенном размножении, наследуют не все молодые березы. Разработки же воронежского НИИ выявили у всех без исключения деревьев уже на 5–8-м году жизни хорошо выраженную узорчатость древесины. Обычно эти признаки проявляются у дерева позже – в 10–12, а иногда и в 20 лет.
Расчеты показали конкурентность клонированных экземпляров за счет снижения трудоемкости их выращивания. Например, себестоимость одного экземпляра березы пушистой, выращенного на основе коллекции in vitro, составила 15,6 рублей по сравнению с 18,8 рублями при его получении в условиях полного цикла.
Разработанные Воронежским НИИ технологии прошли производственную проверку и готовы для внедрения. Клоны составляют основу стратегического запаса, на основании которого при необходимости в кратчайшие сроки можно получить качественный лесной посадочный материал. Эта разработка поддержит международный тренд на сохранение природного леса и использование для лесозаготовки клонированной древесины.
Напомним, что сохранение ценного генофонда лесов – актуальная проблема современности. Одним из успешно развивающихся в мире подходов стало использование методов биотехнологии, в том числе, создание и длительное поддержание коллекций in vitro.