С вызовами подобного масштаба, как подтвердили эксперты разных компаний из разных стран мира, страна не сталкивалась как минимум последние сто лет.
Одним из факторов, который окажет влияние в самом ближайшем будущем на российский бизнес, станет вводимый Евросоюзом трансграничный углеродный налог. Модератор дискуссии, вице-президент Общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия» Аркадий Амелин, напомнил, что по оценкам экспертов, порядка 40% российского бизнеса испытает на себе воздействие введенного ЕС трансграничного углеродного налога, и потери по разным оценкам могут составить от 5 до 50 миллиардов евро.
Эрнесто Ферленги, председатель Комитета по энергетике Ассоциации Европейского бизнеса, председатель координационного комитета проекта «Зеленая инициатива», считает, что углеродный налог должен ускорить процесс энергоперехода в России. Главное условие – наличие у тех, кто ответственен за процесс, целостного видения как самого пути, так и конечных целей.
«Международные инвестиционные фонды еще 30 лет назад поняли необходимость и перспективность инвестиций в возобновляемые источники энергии. Только один пример: в результате синергии науки и производства стоимость доступного частным пользователям оборудования для получения солнечной энергии за последние 20 лет упала в 80 раз. А для организации инвестиционного потока, для формирования этой синергии нужно четкое государственное видение: какой я хочу видеть мою страну через 30–40 лет», – уверен Эрнесто Ферленги.
Особую важность, по словам Эрнесто Ферленги, имеют новые разработки. Однако финансирование НИОКР в России находится на уровне 20 миллиардов долларов, а США, для сравнения, уже вложило в эту сферу 400 миллиардов.
В будущее возобновляемой энергетики мировые инвесторы активно вкладывают уже сегодня и при этом проявляют интерес к тем странам, где развитие отрасли только начинается. По словам Марины Шматовой, руководителя инвестиционного департамента Мозамбик -Российской корпорации развития, советника Африканского инвестиционного фонда возобновляемых источников энергии, зеленая генерация – одна из самых актуальных тем в странах Африки, и в эту отрасль идут серьезные инвестиции.
«Практически все страны Африки, расположенные к югу от экватора, показывают существенные темпы роста ВИЭ. В частности, солнечной генерации, уровень которой должен составить 30–40% к 2030 году. В Мозамбике фондом, в котором я работаю, согласовано 10 миллиардов долларов на развитие ВИЭ-генерации: в основном на строительство малых гидроэлектростанций. За последний год акции компаний, которые инвестировали в ВИЭ в этой стране, выросли практически на 100 %», – рассказала Марина Шматова.
По словам Михаила Юлкина, генерального директора ООО «КарбонЛаб», внештатного эксперта Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО, беспрецедентный рост инвестирования в отрасль ВИЭ – общемировой тренд, который будет сохраняться и расширяться.
«По темпам роста вложений в зеленую энергетику по всему миру в 2020 году был действительно поставлен рекорд: более 1,5 триллиона долларов инвестиций пошло в различные направления, связанные с ВИЭ. В том числе впервые активно финансировалось такое направление как водород, который, похоже, обещает стать одним из главных интеграторов новой энергетики, так как пока отрасли не хватает хорошего способа накопления энергии и передачи накопленной энергии. Водородная энергетика как раз может эту проблему решить, интегрировав всю систему», — отметил Михаил Юлкин.
О том, что глобальный энергопереход – не «выдумка», а необходимость для решения климатических проблем планеты для существования человечества, еще раз напомнила Клэр Коуэн, генеральный директор Cahill International и Cahill Energy (Канада), при участии которой в отрасль ВИЭ уже вложено 350 миллионов долларов частных инвестиций. Клэр Коуэн подчеркнула интерес инвесторов из Канады, США и ряда других стран к вложениям в проекты, связанные с ВИЭ-энергетикой по всему миру и, в частности, в России.
«Я уверена, что у нас просто нет больше времени для споров и дискуссий – необходимо действовать, хотя национальные особенности и государственные границы препятствуют этому. Мы граждане разных стран, но мы все вместе населяем одну планету – другой у нас нет. Я бы хотела сделать все, что в моих силах, чтобы помочь России совершить переход к использованию возобновляемых источников энергии. Наибольший интерес американских инвесторов сейчас вызывают проекты, связанные с солнечной и ветровой энергетикой, а также получение энергии при переработке мусора», – пояснила Клэр Коуэн.
Руководитель по внешним коммуникациям Ассоциации развития возобновляемой энергетики Оксана Макеева отметила, что еще год назад такой интерес к теме ВИЭ и такой уровень международной дискуссий сложно было представить. Теперь, когда зеленая энергетика вошла в российское публичное пространство, темы, связанные возобновляемыми источниками энергии, интересны и важны всем.
«Мы ждем от вас любых идей, которые готовы вместе воплощать в жизнь. Совместно нам удастся объяснить жителям России, что такое возобновляемая энергетика и продвинуть нашу страну вперед в развитии отрасли. Ассоциация развития возобновляемой энергетики как ведущая экспертная организация России открыта для сотрудничества в целях популяризации зеленой повестки», — сказала Оксана Макеева.
Образ энергетики будущего формируют сегодня также социально ответственные производители и потребители зеленой энергии. Активными темпами начинает активно развиваться биоэнергетика и электротранспорт, в том числе работающий на зеленой энергии. И, что немаловажно, идеи возобновляемой энергетики становятся темами исследований студентов и молодых ученых, а общество испытывает потребность в информации о зеленой повестке.
RENWEX-2021: Образ энергетики будущего формируется сегодня
В ходе дискуссии «ВИЭ – энергетика будущего» Форума RENWEX-2021 «Возобновляемая энергетика и электротранспорт» эксперты из России и разных стран мира обсудили глобальный энергопереход, который по влиянию на мировую экономику и темпам преобразований ставится в один ряд с промышленной революцией середины XIX века, связанные с ним инициативы государств, и то, какое место займет Россия в этом процессе.