Углеводородные источники энергии будут заменены электричеством и водородом. Уже к 2035 году ожидается, что все европейцы будут ездить на электромобилях и отапливать дома электричеством.
Такие амбициозные цели входят в концепцию плана по борьбе с изменением климата. Его цель – сократить выбросы парникового газа в атмосферу до уровня 55% по отношению к 1990 году. Также план предусматривает:
- Введение таможенного сбора с импортных товаров в зависимости от их углеродного следа;
- Ужесточение стандартов выбросов для новых автомобилей, что означает фактический запрет на продажу в ЕС автомобилей с двигателем внутреннего сгорания на бензине и дизеле к 2035 году;
- Расширение сетей зарядных станций для электромобилей и машина на водородном топливе;
- Введение налога на загрязнение окружающей среды для авиации и судоходства;
- Расширение системы торговли квотами на выбросы углекислого газа путем включения в нее новых отраслей экономики.
На реализацию плана потребуется 290 млн евро в год, что может оказаться непосильно для некоторых стран ЕС. Кроме того, есть страны, которые полностью зависят от энергии угольных электростанций. Сможет ли ЕС перейти на «зеленую» энергию и как это отразится на экономике России, ответили эксперты.
«Новый уклад энергетики – это симбиоз и единство традиционной и альтернативной энергии. Я бы сравнил амбиции ЕС с романами, потому что относиться к этому серьезно очень сложно. Продуманности за этим абсолютно никакой. Мы, энергетики, смотрим с ужасом на это и думаем, как сходится это, как то, где график, какие удельные показатели, покажите затраты на это или эффективность того, но ничего этого нет. У нас возникает вопрос, как все это будет», – сказал Евгений Гашо, профессор Московского энергетического института.
По мнению эксперта, возникнут определенные сложности с переходом на «зеленую» энергию. При переходе на водород потребуется увеличить мощности ветровых и электростанций в 30 раз, а для этого надо будет выделить 25–30% территории Европы. Также нужно будет много воды, примерно 1,5 Дуная.
Елена Есина, член Общественного совета Минприроды России, судебный эксперт по экологии, считает, что у этого экологического тренда есть много подводных камней. Она поставила под сомнение экологичность солнечных батарей, утверждая, что для их производства используются большое количество энергии и токсичные вещества. Также она отметила, что до сих пор нет нормальных технологий по их утилизации.
«Нужен такой компромисс, когда можно и нужно использовать «зеленую» энергетику, а когда традиционную. Давайте не будем забывать, что Европа вынуждена покупать наши нефть и газ. И они всеми силами будут сокращать свое потребление, чтобы меньше расходовать средств на закупку углеводородного сырья у России. Сейчас сложилась ситуация, что законодателями выступают страны ЕС и США, которые объявили России секционную войну, от этого зависит какую стратегию будет использовать Россия на международном рынке», – добавила Есина.
Что касается перехода России на «зеленую» энергию, то Юрий Рыков, заведующий сектором Энергетического департамента Института Энергетики и финансов, уверен, что это экономически не выгодно. По его мнению, наша страна может заняться производством и продажей водорода, но то, что он станет заменой нефти и газу пока что не ожидается.
«России надо встраиваться в этот тренд, но очень аккуратно. Есть много разных путей его реализации. В России большие запасы природного газа, который самый чистый из всех углеводородных источников, и от него просто так нельзя отказываться. Надо смотреть на это дело комплексно», – подвел итог эксперт.
Ранее сайт «Экология России» сообщал, что в будущем водород станет основным видом топлива, а машины на водородном топливе будут основными конкурентами электрокаров.