Российский Greenpeace представил «Рейтинг открытости регионов России к «Зелёному курсу». Это первый в России анализ внедрения низкоуглеродных инициатив, способствующих борьбе с климатическим кризисом. Для его составления мы использовали ответы региональных властей.
Эксперты Greenpeace направили запросы главам субъектов Российской Федерации. Им было предложено сообщить, какие инициативы по снижению выбросов парниковых газов и борьбе с изменением климата уже внедряются или планируются к внедрению в ближайшее время на территории региона. Все эти данные мы объединили в единый документ, распределили регионы в рейтинг, а также создали интерактивную карту.
Почему это важно
В 2020 году Гринпис представил программу «Зелёный курс России», составленную на основе предложений более 150 общественных организаций и экологически ответственных бизнес-ассоциаций, а также при участии экспертов из Высшей школы экономики, МГУ, РАНХиГС, Сколково и других организаций. Программа предлагает конкретные шаги по смягчению климатического и экологического кризисов и переходу нашей страны к низкоуглеродному развитию и климатически-дружественной политике. Этот переход должен быть совершён с учётом наилучших доступных технологий и подходов, направленных на реальное снижение выбросов парниковых газов без использования ложных решений. Значительная часть предложений «Зелёного курса России» стала частью рекомендаций Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека по итогам специального заседания.
Тем не менее в России этот переход идёт в замедленном режиме, а о региональных инициативах до этого момента было известно очень мало. По нашему мнению, важнейшую роль в переходе России на зелёное развитие могут сыграть именно региональные инициативы. Более того, успешное внедрение низкоуглеродных мер на региональном уровне может стать основой изменений в масштабах всей страны.
Как собирали данные и составляли рейтинг
Эксперты Greenpeace отправляли запросы главам субъектов РФ (далее письма пересылались по усмотрению глав субъектов в другие органы власти) с просьбой предоставить информацию о внедряемых или планируемых к внедрению в регионах мерах в следующих сферах:
- возобновляемые источники энергии (ВИЭ);
- энергоэффективность;
- водородная энергетика;
- электрификация транспорта;
- доступный и чистый общественный транспорт;
- предотвращение и сокращение образования отходов, в том числе проекты по ограничению использования одноразовых товаров;
- раздельный сбор отходов и переработка, в том числе проекты по обращению с пищевыми отходами;
- использование многоразовых товаров и товаров, произведённых из вторсырья, для региональных и муниципальных нужд, включая торговые процедуры госзакупок;
- возможность использования многоразовой тары и упаковки в розничной торговле и общепите;
- доступность сервисов для совместного использования (шеринга), аренды и ремонта товаров.
ВАЖНО: Рейтинг не является оценкой того, насколько эффективно регионы внедряют «зелёные» меры на практике. Это также не всестороннее исследование уровня внедрения низкоуглеродных мер в регионах, включающее подтверждение представленной в официальных письмах информации.
На практике ни один регион России в своей деятельности пока не отвечает полностью тому, что необходимо сделать для стабилизации климата и достижения углеродной нейтральности. Поэтому цели рейтинга заключаются не в финальных выводах, а в нахождении потенциальных возможностей для регионов. Благодаря рейтингу мы хотели бы:
- инициировать дискуссию о внедрении низкоуглеродных мер на региональном уровне;
- определить уровень понимания и включённости региональных органов власти в климатическую и низкоуглеродную повестку;
- определить готовность региональных органов власти к дальнейшему диалогу с целью внедрения низкоуглеродных инициатив;
- отметить отдельные позитивные инициативы и прорывные решения.
Таким образом, Рейтинг оценивает регионы именно по критерию открытости к «Зелёному курсу» (готовность к предоставлению информации, потенциальному сотрудничеству, наличие шагов в сторону низкоуглеродного развития).
Критерии оценки
Как вы можете видеть на карте и в документе рейтинга, эксперты Greenpeace оценивали регионы страны по основным четырём критериям: по мерам «Зелёного курса», прорывным и ложным решениям, а также намерению в дальнейшем взаимодействии.
Что это значит:
- Меры «Зелёного курса» — это меры, прямо повторяющие или близкие к мерам программы «Зелёный курс России»: инициативы в области возобновляемой энергетики (ВИЭ), энергоэффективности, общественного электротранспорта, сокращения образования отходов и др. Количество мер «Зелёного курса» сравнивалось с медианой (шесть мер).
- Прорывные решения — меры, которые представляют собой значительный шаг вперёд по сравнению с большинством регионов и в отдельных случаях пока являются уникальными для России: цели по углеродной нейтральности и по ВИЭ, «зелёный» водород, тепловые насосы, преподавание в высших учебных заведениях по специальности в области ВИЭ, полный переход на электрический общественный транспорт, использование продукции из вторсырья для региональных и муниципальных нужд, приоритет товаров многоразового использования для массовых мероприятий, мероприятия по сокращению образования отходов, обращение с органическими, в том числе пищевыми отходами.
- Ложные решения — технологии и подходы, которые нельзя назвать экологически устойчивыми и климатически нейтральными: газификация транспортного сектора, электроэнергетики и теплового хозяйства, атомная энергетика, крупные плотинные гидроэлектростанции (ГЭС) на реках, водород, полученный не на основе ВИЭ, сжигание твёрдых коммунальных отходов и производство RDF-топлива, отказ от ограничения оборота одноразового пластика в период пандемии, одноразовые бумажные и биополимерные товары и упаковка как альтернатива пластиковым.
- Намерение в дальнейшем взаимодействии — наличие или отсутствие в ответе органов власти прямо выраженной готовности к дальнейшему сотрудничеству по вопросам внедрения мер «Зелёного курса».
Топ-5 рейтинга зелёных регионов
В топ рейтинга попали регионы с наличием сразу нескольких прорывных решений, а также большого числа мер «Зелёного курса».
1 место заняла Сахалинская область — первый регион России, где местное правительство поставило цель по достижению углеродной нейтральности (к 2025 году). Это значит, что регион сократит выбросы парниковых газов до нуля.
Область также планирует получать энергию с помощью «зелёного» водорода. Он производится путём электролиза за счёт электроэнергии от возобновляемых источников.
2 Хабаровский край и Ленинградская область поделили второе место. В Хабаровском крае органы власти применяет меры по сокращению образования отходов и поддерживают использование товаров из вторсырья для региональных и муниципальных нужд. В Ленинградской области тестируется возможность отопления зданий с помощью геотермальных тепловых насосов. Эта энергосберегающая технология использует тепло земли для обогрева зданий.
Регион планирует развивать инфраструктуру для раздельного сбора отходов и компостировать пищевые отходы на специальном комплексе.
3 место Москва: город полностью заменит городской автобусный парк на электробусы к 2032 году. Это позволит улучшить качество воздуха в городах и придерживаться мирового тренда на снижение выбросов парниковых газов от транспорта. В городе также есть инициативы по использованию тепловых насосов, сокращению образования отходов и обращению с пищевыми отходами.
4 На четвёртом месте оказались Удмуртская Республика и Белгородская область. В Удмуртской Республике установлен приоритет многоразовых товаров для массовых мероприятий — это одна из важных мер по предотвращению образования отходов. Пищевые отходы здесь также компостируют. В Белгородской области высшие учебные заведения готовят специалистов в области возобновляемой энергетики. Молодые люди должны иметь возможность выбора и получить знания, необходимые для работы в новых современных отраслях энергетики. В регионе также реализуют проект по отказу от одноразовых пластиковых пакетов.
5 место заняла Томская область: в регионе используется геотермальное отопление для теплоснабжения социальных объектов и частных домовладений. Планируется строительство комплекса по компостированию органических отходов, а из навоза и помёта в области уже производят удобрение.
Рейтинг открытости регионов России к «Зелёному курсу» позволил нам начать дискуссию о внедрении низкоуглеродных мер в России и выделить первые позитивные шаги в эту сторону в регионах. Мы планируем продолжать работу с тем, чтобы необходимые технологии и подходы тиражировались в масштабах всей страны. Это способствует борьбе с изменением климата, решению локальных экологических проблем и инновационному развитию регионов.