Документ предполагает ежегодное увеличение объема производства электромобилей в России с 2,5 тыс. единиц в 2022 г. до 44 тыс. ед./год в 2025 г. и 217 тыс. ед./год в 2030. Этот план включает выпуск легковых автомобилей, автобусов и грузового автотранспорта. Электромобили в 2030 г. должны составлять не менее 10% от общего объема выпуска отечественных автомобилей, отмечается в концепции. В программу выпуска электромобилей включены и автомобили на водородном топливе, но предполагаемая численность этого автопарка в документе не раскрывается.
В России на 1 января 2021 г. было зарегистрировано более 59 млн единиц автотранспорта, в том числе 45 млн легковых автомобилей, 4,19 млн легких коммерческих автомобилей (LCV) и 3,77 млн грузовых автомобилей, согласно данным аналитического агентства «Автостат». Продажи новых легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России уменьшились в прошлом году на 9,1%, до 1,6 млн единиц, по данным Ассоциации европейского бизнеса. В указанном объеме продаж российские марки, выпускаемые предприятиями «Автоваз», ГАЗ и УАЗ, составили в прошлом году 21%, 3% и 2%, соответственно. Три четверти продаж новых легковых автомобилей и LCV в стране в 2020 г. пришлось на зарубежные марки, в том числе российской сборки.
К настоящему моменту в России произведено около 11 тыс. единиц электрического автотранспорта – в основном это электробусы, используемые в Москве и ряде других городов, отмечается в тексте утвержденной правительством концепции. Выпуск электробусов осуществляют «Камаз», группа «ГАЗ» и Volgabus — по оценкам правительства, эти предприятия производят в общей сложности 300 электробусов в год.
Серийный выпуск легковых электромобилей в России пока не начался, хотя несколько производителей в разное время разрабатывали концепты таких автомобилей и выпускали пилотные версии. Российская инжиниринговая компания Zetta заявляла о намерении приступить к выпуску электромобилей в 2020 г. , но отложила эти планы. Министерство промышленности и торговли в марте 2021 г. сообщало, что Zetta может начать производство до конца года.
«Камаз» в декабре 2020 г. представил модель своего электромобиля – Кама-1. Но завод пока не раскрывает сроки начала серийного производства таких машин.
Доступ к розетке
Для создания спроса на электротранспорт необходима развитая сеть зарядных станций (портов): не менее одной заправки на 10 электромобилей, отмечается в правительственной концепции. Таким образом, до конца 2030 г. в России должны появиться 73 тыс. зарядных станций. Это количество включает 44 тыс. станций медленной зарядки и 29 тыс. станций быстрой зарядки, уточняется в документе. Медленные станции будут обеспечивать заряд батареи электромобиля на 40% за два часа или более, а быстрые позволят зарядить аккумулятор на 80% за 20–30 минут.
Согласно концепции, в ближайшие годы сеть зарядных станций в России должна расти быстрее, чем выпуск электромобилей, поэтому правительство будет оказывать существенную поддержку компаниям, строящим такие заправки. В 2022–2024 гг. в стране должно быть построено 9,4 тыс. зарядных станций, включая 6,5 тыс. для медленной зарядки и 2,9 тыс. — для быстрой. На этом этапе создание зарядной инфраструктуры предусматривается только на дорогах федерального значения и в ряде пилотных регионов, список которых еще предстоит утвердить правительству.
Расстояние между двумя зарядными станциями на федеральной трассе не должно превышать 100 км, а в городе необходимая плотность электрозарядной сети — это одна станция на 4 км², сообщается в концепции.
Помимо электрозарядных станций, документ предусматривает создание инфраструктуры для заправки водородных автомобилей. Строительство таких станций в России может начаться в 2025 г. , а к концу 2030 г. количество водородных заправок должно достичь 1 000 единиц, согласно планам правительства.