В результате нового подхода получается ценное сырье, к тому же, от такой переработки меньше вреда экологии.
Сегодня использованные покрышки просто так складировать на полигоне запрещено. Их обязательно нужно сдавать на переработку. В России утилизируют использованную резину разными способами: измельчают под мощным гидравлическим прессом, перерабатывают с помощью озона, измельчают механическим способом, а также используют ударно-волновое измельчение, то есть покрышку замораживают, а потом разрушают ударной волной.
Захоронение покрышек запрещено, так как они разлагаются на протяжении 150 лет. За это время разрушается дёрн и почва. Это наносит вред растениям, а в атмосферу выделяются токсичные вещества. Только на территории Кузбасса за год накапливается около 15 тысяч тонн отработанных покрышек. Кроме того, свалки с шинами могут запросто загореться.
Утилизация шин
Российские учёные из КузГТУ предложили комплексный подход по утилизации старой резины. Метод заключается в последовательной термической обработке покрышек. В результате получается сырье, которое применяется в различных отраслях промышленности.
Для начала резину измельчают в мелкую крошку и нагревают до температуры 550–700 градусов. В результате получается три вещества: топливный газ, многокомпонентная жидкость и твердый остаток. Из жидкости выделяют вещества, которые используются в парфюмерии и печное топливо. А твердый остаток отправляется снова в печь, где его нагревают до 1000 градусов. В итоге получается газ и сорбент.
«Выделенные из жидкости Д-лимонен и О-Цимен очень ценят в парфюмерии и производстве ароматизаторов. Из другого компонента жидкости, печного топлива, получают тепловую энергию, которую можно использовать в технологических процессах. Сорбенты применяют для очистки сточных вод и карьерных вод, а также воздуха. И, конечно же, газ — его в дальнейшем можно отправить на производство водорода или другие задачи», — объяснил Александр Богомолов, заведующий кафедрой теплоэнергетики КузГТУ.
Учёные уверены, что уникальность их разработки в том, что в результате переработки РТО получаются продукты разной степени ценности, которые могут быть повторно использованы в различных сферах промышленности. На данный момент технология на стадии опытного образца. Однако проектом уже заинтересовался индустриальный партнёр вуза. Авторы отметили, что при поддержке предпринимателей уже через 2–3 года появится возможность построить целое производство по новой технологии переработки резиновых отходов.
Ранее сайт «Экология России» рассказывал о пожаре на самой крупной свалке покрышек в мире в Кувейте. В окрестностях города Сулабия хранится более 50 млн старых шин. За последние несколько лет свалка горела уже несколько раз. Само хранение такого количества покрышек уже является серьёзной угрозой для экологии. Однако в некоторых странах до сих пор практикуется утилизация резины с помощью прямых поджогов. В результате горения в атмосферу выделяются токсичные вещества, которые опасны и для людей, и для животных. Если бы пожар вовремя не остановили, то случилась бы экологическая катастрофа.
Утилизация шин — новая разработка учёных
Способ безотходной утилизации крупногабаритных покрышек карьерных самосвалов предложили специалисты Кузбасского государственного технического университета.
Источник:
Экология России