Представители крупного, среднего и малого бизнеса ветроэнергетики, эксперты, прежде всего отмечают изменения на рынке цены на ветровую энергию. По итогам конкурсного отбора инвестиционных проектов 2021 года электроэнергия, полученная путем ветрогенерации, оказалась самой дешевой в стране. Другое дело, что за «революционными» изменениями должны успевать «эволюционные», которые касаются структуры рынка электроэнергетики и правил его функционирования, готовности инфраструктуры и доступности ресурсов для инвесторов. Это стало главными темами обсуждения на площадках форума.
«Можно много говорить о том, что объемы ветрогенерации пока небольшие, но лиха беда – начало. Не будем повторять пословицу о том, что русские долго запрягают, поскольку мы уже едем в этой тележке: у нас есть производители ветрогенераторов, компании, которые, умеют проектировать, строить, консалтинг, финансирование. Одним словом, у нас есть рынок», –сказал на открытии форума председатель Российской ассоциации ветроиндустрии Игорь Брызгунов.
Рынок не только есть, он развивается достаточно быстрыми темпами. В день открытия форума Фонд развития энергетики, созданный Группой «РОСНАНО» и ПАО «Фортум», ввел в промышленную эксплуатацию ветроэлектростанции в трех регионах России – Волгоградской, Астраханской и Ростовской областях, общей мощностью в 478 МВт. Это крупнейший одновременный ввод ВИЭ – мощностей за всю историю отрасли в стране, а с учетом солнечной генерации, также запущенной в эксплуатацию с 1 декабря, в общей сложности в «копилку» ВИЭ прибавилось более полугигаватта.
«Мы с 1 декабря вводим 556 МВт новых ВИЭ, в первую очередь по ветрогенерации. Это наш рекордный единомоментный ввод, 478 МВт по ветру и 78 МВт по солнцу, в нескольких проектах, реализуемых с нашими партнерами из РОСНАНО и РФПИ, и тем самым с 1 декабря мы превысили планку в 1 ГВт по возобновляемым мощностям в России, находящимся в работе. Еще недавно, когда мы только начинали заниматься этим в России, мы даже представить себе не могли такой масштаб, а теперь у нас больше гигаватта, и мы этому очень рады», – поделился вице-президент вице-президент по стратегии, управлению производственным портфелем и трейдингу ПАО «Фортум» Дмитрий Боровиков.
Директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев отметил, что сегодня перед отраслью ВИЭ стоит проблема системной интеграции. Он добавил, что АРВЭ совместно с «Системным оператором» начали работу по формированию предложений к дальнейшему регулированию интеграции ВИЭ в структуру энергосистемы. Тем более, что доля возобновляемой генерации в общем объеме выработки электроэнергии в России будет расти, похоже, более высокими темпами, чем предполагалось.
«Впервые в органах власти заговорили о таких цифрах, как 100 ГВТ ВИЭ-мощности к 2050 году. И активным участникам рынка в этой связи еще многое предстоит сделать для совершенствования правил, по которым работает отрасль, определения наиболее эффективных локаций для строительства и развития объектов возобновляемой генерации. Главное – найти инвестиции на следующие 30 лет, объем которых будет превышать 50 или даже 80 млрд долл. – в зависимости от стоимости киловатта установленной мощности», – сказал Алексей Жихарев.
Заместитель председателя правления НП «Совет рынка» Олег Баркин отметил, что успешность дальнейшего развития в России ВИЭ, и, в том числе ветроэнергетики, будет определяться в том числе и конкурентными возможностями отрасли в сравнении с другими видами генерации, имеющей относительно низкий углеродный след – в частности, с атомной энергетикой. Предстоит решить вопрос эффективной интеграции ВИЭ, с учетом ее особенностей, связанных, с неравномерной выработкой, в Единую энергосистему. Кроме того, важно, чтобы процессы, связанные с развитием отрасли и декарбонизацией вообще, не сказались негативно на экономической доступности энергии для потребителя. Проще говоря, на цене.
«Наш ответ – нужно закладывать экономические критерии во все механизмы отбора. Минимально искажать цены, потому что сейчас это сильно дестимулирует развитие эффективных технологий. И развивать механизмы заинтересованного, ответственного инвестирования. Когда потребитель, которому это нужно, в первую очередь берет на себя дополнительную нагрузку. Важен вопрос с финансированием. Капиталоемкие технологии ВИЭ существенно зависят от стоимости капитала и ставки обслуживания кредитов. Во всем мире это всегда было одним из механизмов поддержки. Мы предлагаем сфокусироваться именно в финансовой области, и поскольку банки начали об этом серьезно пояснил Олег Баркин.
Генеральный директор «Вестас Рус» Кимал Юсупов отметил, что в наибольшей степени с негативными трендами в прессе и социальных сетях в последний год столкнулась именно ветроиндустрия. Связано ли это с ценовыми успехами и перспективами сектора – отдельный вопрос. Однако именно ветроиндустрия наиболее планомерно и эффективно работает над минимизацией своего влияния на окружающую среду.
«Вокруг нас много разных мифов. Сейчас появился новый – о том, что ветроэнергетика является причиной блэкаутов. Птиц мы не убиваем, и блэкаутами не занимаемся. А работаем вполне экологично – углеродный след от ВЭУ мал по сравнению с углеродным следом производства любых агрегатов для традиционной электроэнергетики. Производители ветроэнергетического оборудования являются ответственными. Ответственность в наше время – это когда ты занимаешься переработкой компонентов и публикуешь отчеты о том, сколько ты переработал деталей своих ветроэнергетических установок в этом году. ВЭУ перерабатывается на 80–90%, но есть определенная проблема с утилизацией лопастей, которую решают компании во всем мире. Сегодня компания «Вестас» перерабатывает свои лопасти на 45%, есть задача научиться перерабатывать их к 2025 году на 50%. Мы слышим хорошие новости о том, что Siemens Gamesa достигла 100% уровня переработки. В эту сторону все движутся – это и есть ответственность производителя», – подчеркнул Кимал Юсупов.
Директор АРВЭ Алексей Жихарев также отметил, что в настоящее время с участием Ассоциации ведется работа над программой развития водородной энергетики в России.
Развитие этого направления может дать совершенно новые возможности для «зеленой» генерации, и для ВЭС, в частности. Если в России будет в полной мере реализован потенциал производства «зеленого» водорода на основе электролиза, в перспективе это может сформировать потребности в «зеленой» генерации в объеме от 40 до 150 дополнительных гигаватт.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram — t.me/cleandexru